10 ноября. Неделя 21-я по Пятидесятнице

10 ноября. Неделя 21-я по Пятидесятнице

Евангелие от Луки 8 глава, 26-39

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», – потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


Воскресная проповедь митрополита Святогорского Арсения от 11 ноября 2012 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, мы вновь слышим Евангельское чтение, где апостол и евангелист Лука повествует нам о событии, которое произошло во время земной жизни Христа Спасителя — случай об исцелении бесноватого в стране Гадаринской. Повествует евангелист следующее.

После того, как Господь на море Галилейском повелительным словом запретил ветрам и волнам, утишил бурю, плывя на лодке с учениками, удивлявшимися и говорившими: «Кто Сей, что и ветру, и волнам повелевает?», Господь приплывает в страну, которая в Евангелии называется по-разному. В одном месте именуется Десятиградием — по числу 10 городов, стоящих на берегу Галилейского моря, также называется она страной Гадаринской, по названию города Гадары, или Гергесинской, по названию города Гергесы, это два города из числа 10 городов.

В той местности проживал один бесноватый человек, одержимый дýхами нечистыми. Причём он был так жестоко ими мучим, что находился постоянно в воплях, криках, бился о камни, ходил без одежды, и даже жил не с людьми в домах, а в пещерах, в которых иудеи погребали своих умерших – поэтому и пишется «во гробах». И многие люди по причине его такого лютого беснования боялись даже проходить по той местности, чтобы он не напал на них и не причинил им никакого зла.

И вот когда Господь вступает на берег, этот бесноватый бежит навстречу Ему и падает, преклоняя перед Ним колени. Действием своим этот человек показывал, что нет уже мочи от страданий: помоги, Господи.

Но бесы, вселившиеся в человека, вопияли другими голосами и через уста человека кричали: «Господи Иисусе, Сыне Божий, зачем ты пришёл раньше времени мучить нас?» И Господь, сострадая этому человеку, спрашивает у него: «Что тебе есть имя?» Не у человека спрашивает, потому что Господь сердцеведец знал имя каждого человека и его сердечные помыслы. Спрашивает, чтобы обличить то множество бесов, тех духов нечистых, которыми был одержим человек. И они вопиют устами человека: «Имя нам легион». А в те времена в римский легион входило 6 тысяч воинов. Возможно, это слово «легион» обозначало неопределённое множество.

И Господь изгоняет бесов из этого человека, но так, чтобы сам человек видел это действие и то, что он освобождён от этой злой силы. Господь показывает бесам, когда они вопиют: «Разреши нам войти в стадо свиное» и этим обнаруживают свою немощь, что они без повеления, без попущения Божия не могут даже в животное войти, не только в человека, даже животному не могут зла причинить.

Святые отцы говорят, что один бес в мгновение ока может уничтожить весь мир, но силы их связаны, и без попущения Божия или без позволения человеческого, который подвергает сам себя их влиянию, бесы ничего не могут сделать с человеком. И вот Господь им повелевает, и они входят в стадо свиное. И, взбесившись, стадо свиное бежит к берегу, с кручи ввергается в море и утопает. Господь через это показал, что ни множество животных, ни материальное достояние, которое составляли кому-то эти свиньи, не могут равняться с бесценностью человеческой души бессмертной.

Пастухи, увидевшие это действие — исцеление бесноватого и что произошло со стадом свиным, бегут в город и рассказывают обо всём совершившемся. Люди приходят и видят, что больной сидит у ног Спасителя и со слезами внимает Его учению. И, беседуя с человеком, видят, что он полностью здравомыслящий. И человек этот хочет идти за Христом Спасителем, желая быть с Ним, но Господь говорит: «Нет, иди в дом свой и расскажи обо всем случившемся». Господь оставляет его проповедником — проповедником с проповедью покаяния и с проповедью надежды на силу Божию, с которой бы он прошёл свидетельством своего исцеления, свидетельством участия в этом исцелении Христа Спасителя, свидетельством милости Божией. Чтобы он обращал закостенелые сердца язычников или иудеев, склонных к язычеству, потому что они видели исцеление человека, но не пригласили в свой город Христа Спасителя. Они сказали: «Уйди от нас». Их состояние греховности словно было обличаемо Христовой проповедью, и в состоянии греховности и углублении язычества они не хотели оставлять Его у себя, не хотели сами себя переломить к лучшему, не хотели что-то изменить в своей жизни в сторону духовного состояния.

И вот мы, братья и сестры, слушая это повествование, задумаемся над несколькими вопросами. Неоднократно в Священном Писании и Ветхого, и Нового Завета Господь говорит о тёмной бесовской силе той части ангелов, которая по гордости восстала против Бога. И за свою гордыню, за свою злобу была низринута в бездну адскую, изменив не только своё духовное состояние ангельское, а и внешне ставши безобразной и ужасной.

Вот эта тёмная и злая сила, называемая «бесами», действует в этом мире на человека, наставляя его на всякое зло. Эти в прошлом ангелы света, низринутые в тьму и бездну адскую, по злобе своей, по зависти к людям, которые могут спастись и наследовать вместо них Царство Небесное и бытие вместе с Богом, по злобе, по зависти к роду человеческому всячески действуют на человека, стремясь погубить для вечности, чтобы человек не был с Богом и не занял их место в блаженной вечности.

Святитель Феофан Затворник говорит, что бесы окружают нас, как комары на болоте. Казалось бы, ужаснуться можно от такого количества их, но в то же самое время сравнение «как комары» говорит об их немощи, если человек старается жить с Богом и жить по-Божьему.

Разные бывают степени одержимости духами злобы. Есть состояние бесовское, что мы видим на примере евангельского бесноватого. И не только священнослужители знают, что есть люди, которые при соприкосновении со святыней как бы теряют разум, изрыгают всякую хулу, всякие непристойности, всякие злобные слова на святыню, на Бога, на священнослужителей, на Церковь. И врачи психиатрических больниц знают, что есть люди, которые потеряли разум, будучи действительно больны, а есть люди, одержимые злобной силой. Они периодами бывают в нормальном состоянии, нормально рассуждают, но это беснование, одержимость духами злобы проявляется при соприкосновении со святыней. Многие из вас, приезжая в Святогорскую обитель, видели, как у чудотворной иконы Божией Матери, в пещерах некоторые люди, вроде нормально входившие в церковь, вдруг начинали биться в истерике, причём даже дети изрыгали грубыми мужскими голосами всякую хулу, всякое зло на святыни и на святых Божиих.

Существует ещё такое открытое беснование, когда человек не отдаёт себе отчёта в том, что делает, он насильственно в таком состоянии врагом держится. И о таковых апостол в Первом послании к Коринфянам говорит, что попущено таким Богом «быть в изнеможении плоти, да дух спасется». Что же это такое?

Пример такой есть в житии преподобного Иоанникия Святогорского, старца, который был великим молитвенником, имел великую силу, и к нему приводили для исцеления таких «одержимых», как их называли. Однажды из Области войска Донского привезли молодого крепкого казака. Область войска Донского — это теперешняя Ростовская, Луганская область, часть Донецкой области, а в дореволюционное время она имела название — Область войска Донского со столицей в Новочеркасске.

Казака привезли в цепях, потому что он разрывал путы — такая страшная неестественная и нечеловеческая сила была у него. И вот привезли его сюда, в Святогорскую тогда пустынь, и здесь, у большой лестницы собора мужики его на цепях держали на растяжках. И отец Иоанникий сказал: «Освободите его». Когда его освободили, он вдруг с рычанием бросился вверх по лестнице и подхватил отца Иоанникия, который был небольшого росточка — маленький, худенький постник, молитвенник, и побежал с ним на плечах на Кирилло-Мефодиевскую лестницу. Все боялись, что он батюшку может и со скалы сбросить – буйный ведь, бесноватый. Но когда догнали, увидели на Кирилло-Мефодиевской лестнице на одной из площадок, что этот одержимый лежит в изнеможении на полу, а отец Иоанникий сидит сверху и читает Псалтырь. Когда казак отошёл, придя более-менее в себя, отец Иоанникий сказал: «Знаешь, за что тебе это попущено? За то, что ты поднял руку на отца и избил его. За то, что ты поднял руку на отца, тебе попущено такое страшное состояние. Тебе надо это поисповедовать». И когда казак поисповедовался, у него началась такая рвота, он изрыгал такое зловонное вещество из себя, что ущелье вокруг Успенского собора, вот эта впадина, наполнилась зловонием, которое невозможно было выносить. После этого казак уехал не только исцелённый душою, но и исцеленный телесно, физически. И впоследствии, как говорят, он докормил своих родителей, будучи добрым сыном и помощником им в старости.

Вот так, братья и сестры, и Господь исцеляет от этого страшного недуга, показывая причину его и исцеляя саму причину в людях.

Есть ещё открытое беснование, когда люди одержимы и не дают себе отчета в своём поведении. Бывает и другое, сокрытое, беснование. Что это за сокрытое беснование, что это за сокрытая одержимость? Яркий пример тому — алкоголизм, пьянство. Невоздержание в питии алкогольных напитков становится мучителем не только для самого себя, но и для семьи. Воистину, в той семье поселяется ад, слёзы, скорбь. Человек ни на кого не смотрит, его не трогают слёзы матери — он может поднимать руку и на мать, и на отца. Его не трогают скорбь и слёзы жены, которую он мучает. Его не трогает, что дети холодные и голодные, без отцовского внимания и без лишней копейки, которую он обязан как отец зарабатывать на жизнь семьи. Действительно, страшный ад и мучения поселяются в этом доме, где человек одержим бесом алкоголизма.

Вот почему, братья и сестры, если те бесноватые, не отдавая себе отчета, несознательно подвергались мучениям демонами, то в данном случае человек сам выбирает себе такое состояние: сначала за здоровье выпить, за праздник выпить, потом ещё за что-то выпить — и в конце концов лежит в луже в своих испражнениях. И такому человеку говоришь о его ненормальности, а он отвечает: «Я нормальный». Жесточайшее сердце его не склонно любить ни отца, ни мать, ни супругу, ни детей своих. Он является мучителем и для себя, и для всех. Это тоже пример беснования.

Есть беснование зависти и злословия, когда человек в мучениях смотрит на счастье и что-то доброе, что есть у ближних. Есть такие люди, которые мучаются, видя счастье, здоровье и благополучие в чьих-то семьях или у кого-либо из людей. Бывает, молча мучаются, а бывает, начинают обливать человека или эту семью грязью, всякую клевету на них сочинять, чтобы как-то удовлетворить эту страсть, одержимость вражью оправдать в себе.

Есть, братья и сестры, беснование нигилизма и атеизма, когда отрицают и Бога, и всякие святыни. И ему ни о чём не говори и не напоминай… Даже само напоминание о Боге, о Церкви, о молитве, о посте вызывает у человека ярость, раздражение. Мало того, такой человек способен на безумные поступки, свойственные маньяку или убийце, человеку страшному. Вспомните 1930-е годы. Не только разбивали и рубили иконы, выкалывали глаза на иконах атеисты, разрушали и взрывали храмы, смеясь и злорадствуя при этом (причём памятники архитектуры древнейшие, которые всемирное историческое значение имели), но эти же люди в атеизме и безбожии поднимали руку, подвергали страшным пыткам и насилию и монахинь, и священников, и верующих мирян, ссылали на каторгу целыми семьями. Плач старушек и женщин стоял, плач детей, у которых отбирали последнее, сирот оставляли без зернинки в доме. Последние вещи забирали, гнали в степь и в Сибирь, в лагерях, в тюрьмах заключали в нечеловеческих условиях…

И всё это во имя какой-то идеологии, во имя какой-то правды, счастья земного. Какая ложь, какой обман бесовский, какая одержимость бесовская была над этими людьми! Недаром они песни такие слагали: «Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут». И дальше слова, которые пели с воодушевлением: «В бой роковой мы вступили с врагами». А у темных сил кто враги? Ясно кто — светлые силы. И поразительна последняя строка: «Нас ещё судьбы безвестные ждут». И так ведь было. Или помните песни такие: «Смело мы в бой пойдём за власть советов…» И дальше поразительные слова: «И как один умрём в борьбе за это». Когда пели эти слова, одержимы были, не задумывались над смыслом этих слов, а ведь смысл-то страшный. Безумие, отчаяние, погибель, смерть в этих песнях, которые воодушевляли их на борьбу с врагами, их врагами.

И вот, братья и сестры, есть одержимость человека раздражительностью и гневом. Как говорили святые отцы, «человек гневающийся уже бесноват». У него даже черты лица меняются, даже тембр голоса меняется. Даже движения его меняются при этом — делаются движениями ненормального человека. И мы бываем одержимы таким, к сожалению.

Можно перечислять и перечислять, братья и сестры, все эти случаи, когда враги рода человеческого стараются захватить душу человеческую в плен себе, стараются поиздеваться над этой душой. И каково же избавление от этого? Господь просто говорит в Евангелии: «Сей род изгоняется постом и молитвою». Нужно просто молиться. И посты Церковью учреждены для того, чтобы бесы над нами не имели силы никакой. Связанные с постом покаяния, смирения, молитвы тоже помогают роду человеческому избавляться от этой вражьей тёмной силы. И ещё есть такое средство — чистосердечная исповедь. И ещё одно средство — смирение. Сегодня мы второе Евангелие слышали, когда Господь говорит: «Придите, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Вот нам, братья и сестры, Господь не только показывает, в какую беду мы можем впасть, он даёт средство для избавления от этой беды — исповедь, причастие, откровение помыслов, пост, молитва, — то, чем наши деды и прадеды жили, говоря: «Без Бога не до порога, а с Богом хоть на край моря».

Особенно матери молитесь за своих детей — великое дерзновение дано материнской молитве. Помните, что «материнская молитва небеса потрясает и со дна моря достаёт». Можно очень многое в жизни своих детей, внуков, исправить, молясь за них. То, что мы очень часто стараемся исправить своим человеческим участием, человеческим назиданием, каким-то словом, иногда можно исправить просто молитвой, помолиться за того или иного человека. Молитва часто, братья и сестры, да сопряженная с постом, покаянием и смирением имеет великую силу в очах Божиих. И каждый из нас, заглядывая внутрь своей души, понимает, что когда-то и он был одержим духами злобы в те или иные моменты своей жизни. Но надо, братья и сестры, не ужасаться этому, а искать причину. Какова причина того, что бесы стали нами обладать? Причина этого, братья и сестры, — наша собственная расположенность к греху и наша собственная нераскаянность в грехе.

Святые отцы говорят, что грех — как смрадная приманка для бесов, чтобы воздействовать на человека. И бесы могут воздействовать на две категории людей: на тех, кто ими интересуется, и на тех, которые их боятся. Бояться их не нужно, потому что Христос с нами, и если мы живём с Богом, чего нам бояться? А интерес к бесам мы можем проявлять не только по безумию. Так, некоторые стараются сейчас чёрную или белую магию, или гороскопы изучать. Это интерес, проявленный к вражьей силе, через который враги могут действовать на человека.

Но интерес наш к ним проявляется ещё и в том, что мы себя не храним ни от греха, ни от злого слова, ни от осуждения, ни от клеветы, ни от воровства, ни от блуда, ни от пьянства, ни от курения. Всё это, братья и сестры, является причинами, греховными причинами, над которыми, как над смрадной приманкой, начинают кружить бесы. Но мы не должны забывать, что мы Божьи. И как отец или мать не попускают своему ребенку впасть во что-то злое и плохое, ограждая его от всякого и наставляя его на всякое доброе, так и Господь Своей силой и благодатью охраняет нас, говоря утешительные для нас слова: «Мне достаточно одной добродетели, чтобы покрыть сто грехов и спасти одного человека». Помните, братья и сестры, слова Серафима Саровского, который говорил: «Многие беды постигнут святую Русь за то, что оставят пост в среду и пятницу». (Кроме Великого поста, Петропавловского, Успенского, Рождественского постов, еженедельно в среду и пятницу у нас есть постные дни). Почему? Потому, что, оставляя пост, мы забываем Бога. Ради чрева живем, а не ради души — вроде мы голодные. Из-за этого, братья и сестры, когда мы забываем Бога и свою духовную сущность, тогда духи злобы уже имеют власть над нами, вот почему и беды постигают род человеческий. Мы часто избираем себе бедствия, навлекаем болезни на свою голову греховностью. И Господь предостерегает нас в Евангелии и показывает Свою силу, что Он может нам помочь исцелиться и сокрушить эту злобную силу, которая находится во вражде к нам.

И не только Господь нам помогает, а и Божья Матерь, рассеявши Свои чудотворные иконы по всему лицу земли, помогают ангельские силы бесплотные, Ангелы Хранители наши, которых Господь даёт нам в ополчение, в помощь против духов злобы поднебесных. Помогают нам угодники Божии, святые, к которым мы взываем в трудные моменты нашей жизни. Главное, чтобы мы не забывали к ним обращаться по любви к ним. Ведь мы любим людей, которые творят нам добро и которые говорят доброе слово. Вот так же должны любить и угодников Божиих, которые готовы в любую минуту прийти к нам на помощь. Кто не знает из нас Николая Чудотворца? Люди нецерковные, «неверующими» называющиеся, знают, что есть такой Николай Чудотворец. А ведь более полутора тысяч лет назад жил этот угодник Божий. Кто не знает Пантелеимона Целителя? А он жил в третьем веке. 1800 лет назад жил этот угодник Божий. Кто не знает о его помощи, о его заступничестве, о его скором ходатайстве за нас, грешных?

Но не надо забывать, что у нас ещё есть помощники на земле — те люди, которые за нас молятся. Почему у нас в народе всегда почитали и монашеский, и священнический чин? Потому что благодетелей своих в них видели. В священнике видели человека, который молится не только за нас, живых, но и за умерших наших сродников по плоти. За наших отцов, матерей, бабушек и дедушек, за весь наш род человек молится по записке, которую мы подаём. И мы, братья и сестры, должны держаться этого сообщества, которое называется Церковью Христовой, телом Христовым, друг друга должны держаться верующие. Ведь недаром монашествующие собираются в монастыри, чтобы единодушием, как единая семья, поддерживать друг друга в борьбе против духов злобы поднебесных. Вот и верующие собираются вместе в храмах или на молебен, или на панихиду, потому что Господь говорит: «Молитесь друг за друга, да исцелеете». И мы ради этого, братья и сестры, собираемся, потому что Господь сказал неложные слова: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Чего нам бояться, если сегодня не двое-трое нас собрано, а множество… И Господь неложно пообещал, что будет с нами. Он и сегодня здесь с нами присутствует. Сегодня Божья Матерь вместе с нами, угодники Божии, Ангел Хранитель возле каждого из вас стоит, кто стремится жить по-Божьему и хоть чуть-чуть душу свою подвигнуть к чему-то святому и к Богу.

И верьте, что если вы сделаете хоть один шаг навстречу Богу, Господь побежит вам навстречу с распростёртыми объятиями, как когда-то в притче евангельской отец бежал навстречу возвратившемуся и раскаявшемуся блудному сыну. Господь бежит, накрывает, как отец тому блудному сыну, пир, одевает в лучшие одежды, веселится, радуется нашему возвращению к Нему. Потому что Бог есть Любовь.

И мы, братья и сестры, живя по-Божьему, должны жизнь свою растворять этой великой добродетелью, хоть чуть-чуть её проявляя. А в том, что мы, как люди греховные, во что-то впадаем, должны опять же, надеясь на любовь и милосердие Божие, нести на исповедь, помня слова Христовы, которые он сказал Своим ученикам: «Примите дух свят, то, что свяжете на земле, то будет связано на небесах, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Эту власть вязать и решать грехи человеческие даровано от апостолов их ученикам — апостольским мужам, через них святителям, священнослужителям. Это преемство от времён апостольских и Христовых пришло до нашего времени. И каждый из вас, приходя на исповедь, говоря свои грехи, искренне каясь, чувствует, как слеза бежит по щеке, как душа начинает плакать от утешительной радости освобождения от зла. И человек, отходя от исповеди, чувствует, что будто камень с души сбросил, тягость с души сбросил, настолько человеку радостно, утешительно, и он ещё и ещё стремится прийти на исповедь, как только какую-то тяжесть на своей душе греховной почувствует. Уже идёт не потому, что покаялся, а потом опять пошёл грешить. Нет, мы грешим по немощи, но, чувствуя эту тягость, разделение это греховное, которое отделяет нас от Бога, мы опять стремимся стать Божьими. Как почувствовав однажды, какой мёд сладкий, мы стремимся его вкусить снова. Так и здесь, почувствовав сладость, утешение, освобождение от грехов, радости этой духовной жизни в Боге и с Богом, мы стремимся ещё и ещё раз поисповедоваться, очистить нашу душу и быть хоть чуть-чуть Божьими, находясь под Его покровом, под Его заботой, под Его лаской, под Его всепрощением.

И ради этого, братья и сестры, мы и собираемся в храмы Божии, чтобы быть Божьими, чтобы души наши стяжать чистыми, совершенными, чтобы насадить в наших душах не грехи, а добродетели. Ведь как добродетель привлекательна в человеке! Мы часто говорим: какой человек добрый, какой человек смиренный, а этот какой милостивый, какой трудолюбивый. И умиляемся, братья и сестры, и с особым утешением говорим об этих добродетелях в человеке. Скажите, кто сказал когда-либо с утешением, с радостью и, желая подражать: какой человек пьяница, какой человек блудник, какой человек вор, какой клеветник? Да от таких мы подальше стараемся держаться, и детей своих подальше от них держать надо, чтобы такому злу не научились.

Вот так и мы, братья и сестры, если хорошо нам с добродетельными людьми, друг с другом будем учиться жить, прежде всего, стяжая добродетели в самих себе. И в том да поможет нам Всемилостивый Господь бороться со всемирным злом, насаждая правду Божию в душах наших и в нашем многострадальном мире. Аминь.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее