15 октября. Неделя 19-я по Пятидесятнице.

15 октября. Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Евангелие от Луки:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Митрополит Филарет (Вознесенский).
Неделя 19-я по Пятидесятнице: Современное нравственное падение. 

В том евангельском чтении, которое мы с вами сегодня слышали за Божественной литургией, Церковь дает нам назидательнейшее указание на то, как должен христианин вести себя в отношении окружающих его людей. Евангелие приводит прямое указание Спасителя: «как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так сами поступайте с ними» (Лк 6:31). Простое правило. Но, если бы это простое правило сейчас человечество взяло себе в руководство, то жизнь бы изменилась, как говорят, как по мановению волшебного жезла. Совсем другая стала бы жизнь.
У нас, к сожалению, бывает так, что если человек хочет исполнять то, что здесь сказано, то начинает он, как говорится, не с того конца. Решил исполнять эту заповедь и ждет, что люди будут к нему относиться, как ему бы желалось... Нет – не ожидай сразу перемен от других, а сам переменись и начни с людьми поступать так, как тебе хотелось бы, что б с тобою обращались. А то не с того конца начинает человек, и получается, что как будто бы намерение было хорошее, да как-то не получилось ничего, именно потому, что не было положено правильного начала.
Кроме того, в этом же Евангелии Господь говорит и о том, чтобы мы любили врагов наших, и благословляли ненавидящих нас. Когда идет речь о высоте евангельского учения, то часто говорят: «Конечно, мы понимаем, как прекрасно учение Господа Иисуса Христа, но оно слишком возвышенно и его исполнить невозможно». Когда вы начинаете спрашивать: «Что же именно считаете вы невозможным в евангельском учении для исполнения?» – то люди отвечают: «Да вот, например, заповедь о любви к врагам. Ну, как ее исполнить?» Вот и получается, что на вопрос: что в нашем Евангелии невозможно, или слишком трудно исполнить – указывают именно на те заповеди Спасителя, по которым Евангелие так чудесно отличается от всех учений человеческих!
Ни в одном учении вы не найдете заповеди о любви к врагам. Господь Иисус Христос эту заповедь дал, и Сам ее исполнил. Помните, как в одном из воскресных канонов говорится: «Ты врага мя суща зело возлюбил еси» – «Ты меня возлюбил, когда я еще был врагом Твоим». Почему? потому что тот, кто нарушает Божий Закон, идет против Бога Законодателя, а следственно делается Его врагом. И вот, Господь, так возлюбивший врагов Своих, и нас призывает к тому, чтобы мы любили своих врагов. Именно этой заповедью, христианство так чудесно отличается от всякого другого учения, – а люди говорят, что исполнить ее невозможно...
В чем же, фактически, обвиняют Спасителя говорящие так? – В том, что Он дал заповедь, невозможную для исполнения! Получается, что Он требует того, что исполнить невозможно, а за неисполнение угрожает Страшным Судом... В каком же положении оказываемся мы? Нет, христианин не может допустить такого малодушия и маловерия. Что Господь заповедал, то все возможно исполнить, потому что человек одушевленный ревностью и желанием исполнить Его божественные заповеди, будет иметь Самого Господа Своим помощником. Неверующему – исполнить их действительно невозможно. Но когда Господь Сам поддержит нас Своей всемогущей Десницей, тогда всякое бремя мы сможем понести, всякую заповедь Господню сможем исполнить. Об этом нужно нам, в особенности, помнить теперь, в наше страшное время.
Когда-то Господь Иисус Христос говорил, что настанет время, когда «из- за умножения беззаконий иссякнет любовь во многих» (Мф. 24:12), т.е. у многих охладеет любовь христианская из-за того, что слишком умножатся беззакония. Когда мы с вами сейчас выйдем из этого св. храма и снова погрузимся в окружающую жизнь – какой страшный развал видим мы там – какое уклонение и попрание христианских заповедей любви, чистоты и целомудрия! Вместо этого – что? Злоба, зависть, самолюбие, честолюбие, а, главное, разврат неслыханный – такой, которого не было прежде. На улицу выйдешь – сплошные картины бесстыдства – и в живых людях и в театрах и в рекламах, и в печати – почти везде. И кажется, нет места, куда можно было бы укрыться от этой грязи...
И вот этот-то ужас, этот-то распад мы с вами видим теперь. Эта отрава, этот духовный смрад распространяется всюду, и заползает в души человеческие; и даже, казалось бы церковные и верующие люди теперь уже не видят ничего неприличного и непристойного в том, что по существу высокой христианской морали безобразно, грязно, бесстыдно и грешно! Достаточно видеть – в каком виде ходят – и даже приходят в храм Божий – многие православные русские девушки.
О подобном падении нравов, и о таком моральном растлении мы не слышали до нашего времени. Действительно, думается иногда, что пришли последние времена, о которых говорили св. отцы, предсказывая, что именно такая ужасающая картина будет в последние дни.
Держись церковного уклада жизни, христианин! Когда-то о. Иоанн Кронштадтский указывал на то, что человек, который верен Церкви, исполняет заповеди Господни, исполняет церковные законы, священные правила, устав церковный, – находится внутри церковной ограды, под крепкой защитой благодати церковной. Тогда он и сам устоит, устоит и его семья, если только в ней сохранится бодрый церковный, христианский, строгий русский дух. А если этого не будет, тогда – беда такому христианину и его семье. Значит они уже отравлены и побеждены духом общей распущенности.
Ведь ужас окружающего даже изобразить трудно нашим человеческим словом! Посмотрите на теперешнюю жизнь. Мы видимо как все более и более учащаются самые страшные преступления – и видим также, что теперь государственные законы и правила сплошь и рядом стоят на стороне преступника, а не на стороне его жертвы и не на стороне охраняющих властей. Полное попрание Божеской и человеческой правды. Да когда это было?!
   Береги же свою веру, человек-христианин. Будь верным сыном Церкви Православной. Сегодня мы с вами воспоминаем св. отцов вселенских соборов – тех св. угодников, которые утвердили спасительные догматы Церкви, ее священные каноны и правила. Кто догматы хранит, кто правила, законы и уставы церковные исполняет, тот находится за крепкой церковной оградой, под крепкой церковной защитой. Только она может нас оградить и спасти от ужаса, который разливается всюду. Аминь.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее