19 Апреля 2024 Пятница
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского.
8:00 – Литургия Преждеосвященных Даров.
16:00 – Утреня. Акафист Пресвятой Богородицы.
Мысли на каждый день года. Святитель Феофан затворник
19 декабря - святителя Николая, архиепископа Мир Ликийский, чудотворца
Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
«19 декабря Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Святитель Николай жил в конце III – начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу – силу совершать чудеса.
Память Церкви – ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память – она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви – это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, – святым Божиим угодникам.
Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ – наши молитвы сбываются…»
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым патриархом Фотием в 866 году киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный.
В честь святителя Николая русские люди называли его именем своих детей при Крещении. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого, святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».
И в нашем монастыре до революции 1917 г. действовал придел в Казанском храме, освященный в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.Старинная литография Сезеновской обители
Из истории обители. В 1838 году преподобный Иоанн Сезеновский испросил через своих благодетелей благословение и разрешение тогдашнего архипастыря Тамбовского, Преосвященного Арсения (Москвина) построить на месте ветхой Казанской Сезеновской церкви каменный семипрестольный храм. Затворник послал Гликерию Васильеву, одну из будущих монахинь, за планом к Владыке Арсению. Он предлагал пред Владыкою в поручители успешному совершению строительства Пресвятую Богородицу и святителя Николая, на которых возлагал свое упование.
21 сентября 1838 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, был заложен новый храм. Затворник собственноручно размерил его основание, а также пространство ограды и на местах, предназначенных для престолов, водрузил деревянные кресты.
Положив основание, но, не имея никаких средств, ни материалов для сооружения задуманного храма, затворник не унывал. Он не таил ни перед кем, что дело это не его, а Божие, почему и должно совершиться помимо всех к тому препятствий. Велика была его вера в помощь поручников в построении храма – Богоматери и Чудотворца Николая, и вера эта оправдалась как началом данного строительства, так и его окончанием. Незримым образом чувствовалась Небесная помощь: при нехватке строительных материалов, как ниоткуда, приходили подводы с камнем, кирпичом, строительным лесом и даже с продовольствием для рабочих, а также приезжали люди и жертвовали немалые денежные средства на постройку храма.
И вот по истечении трех лет со времени основания, как и предсказывал затворник Иоанн, храм был готов. Преподобному не суждено было увидеть окончания постройки; 27 декабря 1839 г. он обрел вечный покой, мирно почивши в своей келии. Затворник был похоронен вблизи строящегося храма как один из краеугольных камней возникшей после него, но по предсказанию и предначертанию его, иноческой обители.
Троицкий собор - место упокоения прп. Иоанна Сезеновского
Под Покровом Пресвятой Богородицы, с молитвенным предстательством Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, в честь которых были освящены престолы, Казанский семипрестольный храм предстал в своем благолепии.
В настоящее время, с прискорбием приходится констатировать тот факт, что от красивейшего и благолепно украшеннго храма Сезеновской обители во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы остался лишь фундамент.
Восстановленный фундамент Казанского храма
Но в монастыре молитвенно почитаются те святые, в честь которых были освящены престолы храмов. Ведь молитвенное предстательство святых не прекращается разрушением и поруганием святынь, они ждут нашего усердного моления, вопля сердечного, слезной просьбы и мы уповаем, что святитель Николай не оставит возрождающейся обители своим предстательством и попечением.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
"Радуйся, священная глава, чистая добродетелей обитель, Божественнейшего священства правило, пастырь великий, светоч светлейший, носящий победы имя, к молящимся снисходящий сострадательно, склоняющийся к прошениям немощных, избавитель всегда готовый, страж спасительный всем верою чтущим всеславную память твою! Христа моли, преблаженный, ниспослать миру великую милость".
Стихира на стиховне. Из службы святителю Николаю.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают
сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном
обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com
История монастыря
Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...