22 июля. Неделя 8-я по Пятидесятнице.

22 июля. Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Евангелие от Матфея

Ко­гда же на­сту­пил ве­чер, при­бли­зи­лись к Нему уче­ни­ки, го­во­ря: «Ме­сто здесь пу­стын­ное, а час уже позд­ний; от­пу­сти на­род, пусть пой­дут в сё­ла и ку­пят се­бе еды».

А Иисус ска­зал им: «Им нет нуж­ды ухо­дить; дай­те вы им по­есть». Они же го­во­рят Ему: «У нас здесь ни­че­го нет, толь­ко пять хлебов и две ры­бы». Но Он ска­зал: «Неси­те Мне их сю­да!»

И по­велев лю­дям воз­лечь на тра­ве, и взяв в ру­ки пять хле­бов и две ры­бы, воз­зрев на небо, Он про­из­нёс бла­го­сло­ве­ние, пре­ло­мил хле­бы и дал уче­ни­кам, а уче­ни­ки – на­ро­ду. И ели все, и на­сы­ти­лись; и на­бра­ли остав­ших­ся кус­ков две­на­дцать пол­ных кор­зин. А все­го едо­ков бы­ло око­ло пя­ти ты­сяч муж­чин, не счи­тая жен­щин и де­тей.

И тот­час за­ста­вил Он уче­ни­ков вой­ти в лод­ку и плыть на дру­гую сто­ро­ну, не до­жи­да­ясь, по­ка Он от­пу­стит на­род.

На­сы­ще­ние на­ро­да пя­тью хле­ба­ми
Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Из го­да в год и из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние мы чи­та­ем Еван­ге­лие в но­вом кон­тек­сте и пе­ред ли­цом но­вых об­сто­я­тельств – ис­то­ри­че­ских или лич­ных. И каж­дый раз тот или дру­гой от­ры­вок мо­жет по-но­во­му ото­звать­ся в на­шей ду­ше.

Се­го­дня мы слы­шим о на­сы­ще­нии Хри­стом на­ро­да. У от­цов Церк­ви и ду­хов­ных пи­са­те­лей мы ча­ще все­го чи­та­ем об их изум­ле­нии пе­ред ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­ем, а так­же о вла­сти Бо­га, Ко­то­рый мог на­пи­тать мно­же­ство на­ро­да столь ма­лым. Бог мог тво­рить в этом ми­ре – та­ком Ему чуж­дом! – чу­де­са, ко­гда хоть ис­кра ве­ры, хоть тре­щин­ка в броне на­ше­го неве­рия поз­во­ля­ла Ему это де­лать.

Но ме­ня при чте­нии это­го еван­гель­ско­го от­рыв­ка по-но­во­му по­ра­зи­ли сло­ва Хри­ста. Уче­ни­ки об­ра­ща­ют­ся к Нему, чтобы Он ото­слал тол­пу, по­то­му что день на ис­хо­де, а бли­жай­шие се­ле­ния да­ле­ко. Лю­ди осла­бе­ют в пу­ти от уста­ло­сти и ноч­ных су­ме­рек, ес­ли оста­нут­ся доль­ше, – ведь они не ели весь день, вслу­ши­ва­ясь в жи­во­тво­ря­щие Хри­сто­вы сло­ва. Хри­стос же го­во­рит уче­ни­кам: «Нет, им не нуж­но ухо­дить, – а вы дай­те им есть...». Но как же они мо­гут на­кор­мить та­кую тол­пу лю­дей – муж­чин, жен­щин и де­тей, – ес­ли у них все­го пять хле­бов и две рыб­ки? Здесь – вы­зов Хри­ста и уче­ни­кам, и всем нам.

Да, один толь­ко Бог мо­жет со­вер­шить та­кое чу­до, но толь­ко в том слу­чае, ко­гда и мы со­дей­ству­ем это­му чу­ду на­ши­ми от­кры­ты­ми серд­ца­ми и щед­ры­ми ру­ка­ми, вло­жив в чу­до всё, что у нас есть. Хри­стос не ска­зал уче­ни­кам: «Сбе­ре­ги­те то, что вам нуж­но са­мим, а от­дай­те осталь­ное, от­дай­те дру­гим то, что оста­нет­ся». Нет, Он ска­зал: «Возь­ми­те всё, что у вас есть, и от­дай­те всё...».

Не го­во­рит ли Гос­подь и нам об этом сей­час, осо­бен­но в том слу­чае, ес­ли мы бо­га­ты и бла­го­по­луч­ны, и при этом каж­дый день слы­шим о го­ло­де, о ни­щен­стве и о го­лод­ной смер­ти ты­сяч и ты­сяч лю­дей? Гос­подь нам го­во­рит со­всем про­сто: «От­дай­те то, что у вас есть, и предо­ставь­те Мне дей­ство­вать даль­ше. И не про­си­те Ме­ня о чу­де, ко­гда вы са­ми мо­же­те сде­лать то, что нуж­но...».

Апо­сто­лы мог­ли сде­лать немно­го – они мог­ли толь­ко раз­де­лить пять хле­бов и две ры­бы, но ведь мы мо­жем по­де­лить­ся неиз­ме­ри­мо большим! Ес­ли бы на­ши серд­ца бы­ли от­кры­ты – и ес­ли бы на­ши ка­мен­ные серд­ца Бог пре­тво­рил в серд­ца пло­тяные, ес­ли бы мы на­учи­лись хоть немно­го – о, хоть са­мую кап­лю! – де­я­тель­ной люб­ви к ближ­не­му, – то не бы­ло бы го­ло­да в ми­ре.

И се­го­дняш­нее Еван­ге­лие нам го­во­рит: «Огля­нись во­круг и по­смот­ри на каж­до­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый го­ло­ден, без­до­мен и в нуж­де, и помни, что каж­дый из этих лю­дей – твоя от­вет­ствен­ность, что весь их го­лод, вся их без­дом­ность, всё их ни­щен­ство в ко­неч­ном ито­ге – ре­зуль­тат тво­е­го бла­го­по­лу­чия, тво­е­го удоб­ства, тво­ей обес­пе­чен­но­сти и тво­е­го от­ка­за по­де­лить­ся и дать. Дать не боль­ше то­го, что есть, а про­сто дать.

Бу­дем пом­нить сло­ва од­но­го свя­то­го (име­ни его я сей­час не при­пом­ню): ко­гда я съе­даю ку­сок сверх сво­ей необ­хо­ди­мо­сти, ко­гда я при­об­ре­таю или удер­жи­ваю что-то сверх сво­ей стро­гой нуж­ды, – то я кра­ду это у го­лод­но­го, я кра­ду это у без­дом­но­го, я кра­ду это у за­мер­за­ю­ще­го; то есть я – вор! Не от­но­сит­ся ли это в го­раз­до большей сте­пе­ни к нам, чем к это­му по­движ­ни­ку?

Нам сле­ду­ет за­ду­мать­ся над этим. Ведь мы ве­дём се­бя как пло­хие, нечест­ные упра­ви­те­ли; по­то­му что на­ря­ду с управ­ле­ни­ем су­ще­ству­ет и от­вет­ствен­ность за бо­гат­ство – ин­тел­лек­ту­аль­ное, эмо­цио­наль­ное, нрав­ствен­ное, ма­те­ри­аль­ное. Ве­ро­ят­но, вы помни­те рас­сказ о невер­ном упра­ви­те­ле, ко­то­рый мо­шен­ни­чал и об­кра­ды­вал сво­е­го хо­зя­и­на. А ко­гда хо­зя­ин об­на­ру­жил его нечест­ность, и при­шло вре­мя для рас­чё­та, то упра­ви­тель по­звал тех, кто был дол­жен его хо­зя­и­ну, и спи­сал или умень­шил их долг. Вот нечто, че­му мы мо­жем на­учить­ся. Он об­ра­тил­ся к лю­дям, и по­мог им, чем толь­ко мог. Мы это­го не де­ла­ем.

За­ду­ма­ем­ся над сло­ва­ми Хри­ста: «Лю­дям не нуж­но ухо­дить от Ме­ня, чтобы на­сы­тить­ся, но вы дай­те им то, что нуж­но...». И, ес­ли бы мы по­смот­ре­ли во­круг се­бя – не ку­да-то в за­мор­ские края, а про­сто во­круг се­бя – на нуж­ды лю­дей, ко­то­рые го­лод­ны, без­дом­ны, ли­ше­ны прав, или про­сто на со­се­да, на ближ­не­го, ко­то­рый вре­ме­на­ми так оди­нок, так нуж­да­ет­ся в под­держ­ке, друж­бе и со­ли­дар­но­сти, – мы на­ча­ли бы вы­пол­нять этот за­вет Хри­ста.

При этом не ста­нем об­ма­ны­вать­ся: мы не смо­жем ис­пол­нить его лишь доб­рым сло­вом и лас­ко­вым же­стом. Хри­стос ска­зал: «От­дай­те всё, что у вас есть...». Но, быть мо­жет, учи­ты­вая на­шу ма­лую ве­ру, узость и жест­кость на­ших сер­дец, Он ска­жет: «Дай­те лишь то, что в ва­шей жиз­ни лиш­нее, ненуж­ное, – и чест­но ска­жи­те се­бе, что та­кое этот из­ли­шек, что вы тра­ти­те на се­бя, да­же не по­лу­чая от это­го ни ра­до­сти, ни удо­воль­ствия, ни вы­го­ды. От­дай­те это, а по­том предо­ставь­те Бо­гу вос­пол­нить ваш дар и сде­лать осталь­ное».

Это – суд Бо­жий и на­до мной, и над все­ми на­ми; и это при­зыв, с ко­то­рым Бог об­ра­ща­ет­ся к каж­до­му из вас. Аминь!

13 ав­гу­ста 1989 г.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее