23 января. Свт. Феофана Затворника

23 января. Свт. Феофана Затворника

003.jpg

22 января, вечером, в Сезеновской обители совершалось торжественное всенощное бдение в канун дня памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского, особо почитаемого и любимого сестрами.

«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана.

В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя — Феофан — происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» — «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы.

Родился Феофан, в миру — Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника.

  Будучи правящим архиереем на Тамбовской кафедре (1859-1863 гг) святитель Христов неоднократно посещал и Сезеновскую обитель. 

Feofan_Zatvornik.jpg
Портрет свт. Феофана.

Его святительской рукой освящен главный престол храма  Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа 5 июня 1860 года. Также Владыка Феофан, во время своих приездов в Сезеновскую обитель, укреплял сестер душеполезными поучениями, некоторые из них дошли и до нас. Это великое и неоценимое сокровище!

37.JPG
Храм Рождества Христова. Сезеновский м-рь.


Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.

Еще более радостным событием для всех насельниц обители является день тезоименитства настоятельницы монастыря игумении Феофании, всеми любимой, дорогой сердцу Матушки!

Праздничное богослужение в обители прошло по-монашески, молитвенно-тихо. 

На всенощном бдении, в честь праздника, был совершен чин литии с освящением хлебов. 

Вся служба  была сегодня наполнена восклицаниями о спасительном для нас  Крещении Господа Иисуса Христа, т.к. длится попразднство праздника: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11), восклицает апостол Павел и хвалениями молитвеннику и великому учителю Русской Церкви, присному ходатаю за нас - святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. "Ангеле земный и человече Божий" - называет песнотворец святителя Феофана, получившего от Господа небесный венец и  благодать  врачевать душевные недуги и помогать всем, ревнующим о душевной и телесной чистоте. "Днесь сошедшеся, вернии, восхвалим песньми духовными святителя Феофана, нашего приснаго к Богу молитвенника".
"Веры твердыя поборниче, благочестия мудрый проповедниче, Православия изрядный Богослове, Феофане, Вышенский затворниче, сподоби нас, недостойных, в радости духовней воспевати Господа, превозносимаго во вся веки" (канон святителю Феофану).

По окончании Божественной литургии,  сестры собрались в  трапезной монастыря, чтобы  принести свои сердечные поздравления и молитвенные благопожелания возлюбленной о Господе  тезоименитой Матушке игумении и вручить  свой памятный подарок. С благодарной любовью Матушка  принимала  поздравления, и дух мира и радости о Господе почивал сегодня на обители.

Многая и благая лета, дорогая Матушка!


Проповеди свт. Феофана, сказанные в Сезеновской обители.

Крылья молитвы

«…Когда освящена была и устроена скиния, то Бог повелел Моисею с того времени так располагать шествие,чтоб три колена шли впереди, три позади, три по праву и три по левую сторону, а в средине двигалась скиния, несомая коленом Левииным. Это образ того, что и в нашем шествии к небесному отечеству, под руководством Церкви, три чувства и расположения должны быть впереди, три позади, по три по правую и левую сторону, - и еще одно сердцевинное, соответствующее самой скинии. Укажу вам коротко, какия это, - не толкуя иносказательноимен сынов Израиля, а располагая чувства по их внутреннему значению.
Три передние суть высшие духовные чувства. Это – вера, что Господь воистину есть здесь отныне благодатным Своим присутствием, что храм сей стал домом Его, куда выну обращено око Его и где выну пребывает сердце Его; упование, что Господь, пребывающий здесь, внятно внимает, как отец чадолюбивый, всем воссылаемым к Нему прошениям и готов удовлетворить им; любовь к храму, по коей сладостно пребывать в нем, как в доме родного отца, по коей мирно упокоевается в нем дух, как покойно дитяти на лоне матери. Это – главные, источные, сокровенные расположения, служащие возбудителями и водителями других. Они созревают в духе и обращены, можно сказать, лицом к лицу к Самому Богу – сему умному востоку.
На соответственной им задней стороне должны стоять телесные делания относительно дома Божия, яко дома молитвы,– молитвенные, телом подъемлемые труды. И их тоже три: «труд неленостного хождения в храм – на все службы по первому зову», без оговорок и без саможаления или возграждения воображаемых препятствий, по следующему закону: как только услышишь зов, брось все и спеши в храм; «труд терпеливого пребывания в храме» от начала службы до конца – без передвижений, на своем всегда одном месте, без распущения членов, с некоторым их напряжением, придающим бодренность; «труд благоговейного стояния"– тихого, с поклонами,– с очами, обращенными долу или горé, на иконы или священнодействия; с ушами, устремленными на поемое и читаемое; с молчаливым языком, без озираний, блужданий очами и без разговоров. Все такие расположения выражают телесный труд в молитве, поддерживаемый внутренним молитвенным духом и его, обратно, поддерживающий.
После сих расположений высших и низших, передних и задних, перекрестную линию составляют душевные молитвенные труды, или занятия, именно: по правую сторону станут три положительных дела. Это «стояние умом в сердце"в присутствии Божием, сопровождаемое страхом отрезвляющим, сообщающим бодренность и освежающим внутреннюю храмину нашу, подобно свежему воздуху утреннему; «углубленное вникание в силу» и значение всего поемого, читаемого и действуемого, с сердцем, отверстым на принятие имеющих родиться в нем возможных при сем чувств и расположений, – с готовностию приводить их в исполнение как внушения Божии; «мирное расположение"доброжелательного духа ко всем людям, не исключая самых врагов, по заповеди Господа:«аще...помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ... дар...пред алтарем» (Мф. 5:23–24) и поди помирись.
По левую сторону станут три отрицательных дела, именно: «нерасхищение мыслей», или непозволение уму блуждать по разным местам и предметам, когда стоим в храме, и возвращение его вспять всякий раз, как он самовольно предается мечтам; «необременение сердца заботами житейскими», нещадно гонящими преданного им все далее и далее и не оставляющими ему свободного времени для занятия небом; «непривязанность ни к чему земному», или свобода от всех пристрастий, влекущих долу и не дающих восклониться горé.
Вот молитвенный крест, духовно совершаемый в естестве нашем, под осенением которого в средине действуется самая молитва – и как молитвословие с поклонами, и как мирное устремление чувств к Богу, и как сокровенное к Богу предстояние духом».

3 июня 1860 г.
В Сезеновской женской обители Тамбовской губернии

Главное дело иночества – очищение сердца от страстей

Благодарение Господу. – Вот и еще на древе вашей обители показались завязи, еще на поле, вами возделываемом, прозябли благонадежные ростки и возникли из-под земли, еще новые невесты приводятся и обручаются Жениху. Благодарение Господу!
Но не надо забывать, что не в числе дело, а в силе. Помните, сколько народа собралось к Гедеону, и, однако ж, по знаку, указанному Богом, из них только триста оказались благонадежными воинами. Прочие, увеличивая число, не придавали силы и только мешали бы производству брани, почему отосланы восвояси.
Привожу это на память вам не для того, чтобы ослабить желание вступить в обитель или отбить охоту принимать в нее желающих, но чтобы и во вступивших уже и в желающих еще вступить – раздражить большее рвение явить себя достойными предначинаемого и предначатого. Ибо хотя не в числе дело, но, конечно, чем больше хороших, тем лучше.
Не думаю, чтоб какая-нибудь из вас, вступая в обитель, не имела рвения быть хорошею инокинею, но, вместе, считаю очень вероятным, что не все ревнуют, как должно, а не малая часть, может быть, тратят силы рвения своего не на то, на что должно. Отчего то и другое? Паче всего оттого, что на первый раз не уяснено, в чем дело иночества и чего должно добиваться, вступив в обитель.
Желательно, чтоб между вами как можно меньше было таких, которые о том только и заботятся, чтобы быть – сначала приукаженными, потом рясофорными, далее – монатейными. Это конец желаний, достигши которого, предаются покою и, как иного не имелось в мысли, остаются довольными своим положением. Конечно, без такого порядка нельзя быть в обители; но внешний порядок монастырской жизни не всегда есть порядок монашествования. Последний совершается внутри с трудом и потом, незримо для других, ведомо единому Богу и душе, ревнующей о своем спасении.
«Чесо изыдосте в пустыню видети?» (Мф. 11:7) Так Господь спрашивал иудеев, потому что иные из них выходили к Иоанну Крестителю затем только, чтоб посмотреть, как он одет в одежду из верблюжьего волоса и опоясан ременным поясом, где он там в пустыне и что делает. А надлежало выходить затем, чтоб каяться и плакать о грехах своих. Спрошу и я вас: зачем вышли вы в пустыню сию?.. Спрошу не затем, чтоб обличить кого-либо, но по искреннему желанию, чтоб между вами не было таких, которые всю силу монашества поставляют в черной одежде и в порядке получения ее.
Дело, на которое вы решаетесь, есть дело великое и многоценное; но надо совершить его как следует. Оно все внутреннее; внешнее же в нем есть только придаток. Вся сила в очищении сердца от страстей. Вот смотрите, как.
Человек первоначально был сотворен правым,3 но пал и расстроился.4Привзошла к нему самость и привела с собою все полчище страстей, отвлекающих от добра и влекущих в грех. Страждет человек в сем состоянии. Вот Господь и учредил на земле врачебницу – Святую Церковь со святыми таинствами. В крещении отрицаются сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его, – то есть всех страстей,– и приемлют силу преодолевать их. Падшим по крещении предлежит таинство покаяния, в котором снова повторяются обеты крещения и возобновляются потерянные благодатные силы... Покаявшийся, если опять падает, опять встает тем же путем покаяния… Еще падет, и еще встает... и так до конца жизни... И это есть общий путь спасения. Затем у нас и посты с говением. Конечно, лучше бы не падать по крещении, или, падши однажды и восставши чрез покаяние, не падать снова; но страсти близ сердца, а жизнь в семействе и обществе представляет много поводов к раздражению их, – и бывает, что не устоит христианин и падает, или дважды и трижды устоит, а в четвертый и пятый раз падает. Кается, но и снова падает.
Но падать больно, пока верна совесть и живо чувство благочестия и страха Божия. Как устранить эту неприятность отчасти состоит и в нашей воле, то вот иной и разгорается духом – так устроиться в жизни, чтобы непáдательно исполнять обеты крещения и покаяния, или жить, не уязвляя более совести и не оскорбляя Бога, – в преодолении и искоренении страстей. Не надеясь успешно исполнить сие в обществе, иной удаляется, бегая, и водворяется в пустыне «(Пс.54:8–9),»то есть оставляет общество и вступает в обитель. Таким образом, вступление в иночество есть решимость жить, не поддаваясь более увлечениям страстей, а самое иночествование есть непрерывный подвиг в препобеждении страстей и искоренении их, чтобы чистыми и непорочными явиться пред лицем Бога.
Так вот ваше дело! На него и обратите все ваше внимание и устремите все силы. Устав монастырский, которого главные пункты суть постничество, послушание и молитва, доставляет вам такой порядок жизни, который не представляет пищи страстям, или при котором они могут быть не возбуждаемы. Но он не уничтожает страстности. Можно быть совершенно исправным по поведению, требуемому уставом монастырским, и быть полным страстей в сердце. Есть мирянки, в светлые платья одетые,– инокини по духу, и есть монатейные – мирянки сердцем. К сердцу надо приникнуть и смотреть, что оттуда исходит, и посекать все страстное. Борьба предлежит вам, и борьба непрестанная. К делам худым у вас мало поводов, но мысли и чувства не всегда соображаются со внешним. Их управлять, как должно,– цель ваших подвигов. Миряне борются наиболее с делами худыми, а инокини – с помыслами и похотями. Хотите спасаться – войдите внутрь себя, станьте вниманием у входа сердца и потребляйте все вражеское, выходящее и подходящее. Целые книги писаны и пишутся о том, как успеть в сем деле. Скажу вам одно… Возревнуйте о чистоте, и в сей ревности болезненно припадайте ко Господу, моляся о помощи. «Уповающаго на Господа милость обыдет» (Пс. 31:10). В час нужный – не знать откуда придет вразумление и сила... Увидите то делом, и дело научит вас искусству управляться с собою. Не отвергайте и внешнего руководства, в писании и живом слове; но внутреннее сильнее и многоплоднее.
Так поживши, нелестными явитесь служительницами Богу в иночестве. В чем преуспеть да дарует вам Господь и смысл и силу. Аминь.

4 июня 1860 г.
В Сезеновской женской обители Тамбовской губернии

Молитвами святителя Христова Феофана, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее