23 января - святителя Феофана Вышенского

23 января - святителя Феофана Вышенского

Сегодня  23 января Церковь отмечает день памяти святителя Феофана Затворника – одного из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. 


 Ð¤ÐµÐ¾Ñ„ан Затворник: святой опровергает эпоху

В эпоху, которую иногда называют временем упадка российского православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал – Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства. Также как в веке двадцатом, через гонения проложили путь к святости тысяч и тысяч людей, в веке девятнадцатом, вопреки бюрократии духовных консисторий святители Феофан Затворник, Игнатия Брянчанинов и многие другие подвижники сохраняли и развивали живую церковную мысль, доказывая: Церковь остается живой христианской общиной, где всегда будет место святости.

Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в 1815 году в Орловской губернии. После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой земле и в Константинополе.

В 1859 году он был назначен епископом Тамбовским, но уже в 1866-ом году подал прошение с просьбой отчислить его на покой. Этот поступок сперва вызвал непонимание даже в церковной среде, хотя прошение и было удовлетворено в том же 1866-ом году. Сам святитель так объяснял свое решение в одном из писем: “Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить”.

В 1872 святитель ушел в затвор, но это не стало уходом от мира. Напротив, именно теперь, оставив епископское служение, он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Ежедневно владыка Феофан получал до 40 писем, на каждое из которых – отвечал. Его наследие – богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов. 
Скончался он 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. Через него и его современников от Серафима Саровского к Оптинским старцам и затем к новомученикам и исповедникам российским протянулась, непрерывавшаяся никогда преемственность русской святости.

5 цитат святителя Феофана

– Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок.

– Я – христианин, – говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться только им; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, – и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения.

– Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление, со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое предшествовавшими трудами стяжанное добро.

– Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.

– Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнем присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.

«ИБО ЕСЛИ СЕГО НЕТ, ВСЁ ДРУГОЕ НИЧТО»: НАЙДЕНО НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Письмо подлинное и написано святителем Феофаном от руки, говорится в сообщении епархии.  Сложенный двойной лист пожелтевшей от времени бумаги в небольшом конверте хранился до настоящего времени с 1888 года.

На лицевой стороне конверта написано: «В Нижний Ломов (Пенз. губ.) В Успенский Женский монастырь Достопочтеннейшей инокине Марфе (Ивановне Климовой)». Здесь же в левом нижнем углу – круглый черный почтовый штемпель с датой «23 февраля 1888 года» и надписью по кругу «Шацк Тамб. г. Почт. телегр. конт.».

На обороте конверта внизу – текст черными чернилами (старая орфография): «Подлинное письмо Преосвященного Феофана Вышенского затворника, писанное монахине Клеопатре (бывшей Марфе Ив. Климовой)». На этой стороне – три круглых штемпеля, центральный из которых вырезан.

Текст этого духовно-назидательного письма следующий:

«22 февр. 88 г. Милость Божия будет с Вами, Достопочтен. М. Марфа! Просите написать Вам, а что Вам требуется знать, не написали. Остается мне только обще пожелать Вам душевного спасения: чего и желаю.

Как соделывается спасение, – Вы конечно знаете… Помяну однако ж, что должно стоять впереди…

Страх Божий – главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, всё по-своему устрояет в душе. Есть он у Вас? Если есть, благодарите Бога, и храните его; а нет – разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию.

От страха Божия – первое чадо – дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца!

Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и суде.

Как только проснётесь, так призывайте сию память, и весь день будете в сердце жить с нею, как первою советницею своею.

К сему присоединяйте сознание присутствия Господа при Вас и в Вас, так что Он всё видит – и самое сокровенное. Сие сознание с памятию смертною неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселяется в сердце Вашем, тогда пойдёт у Вас молитва из сердца, с непрестанным взыванием к Господу Спасителю.

Вот всё!

Если это есть в Вас, в какой-либо степени, то дело спасения Вашего в ходу; а если нет, надо всё поднять в сердце. Ибо если сего нет, всё другое ничто…

Спасайтесь!

Вы хорошо сделали, что не потянулись в наш монастырь: ибо по нездоровью я никого не принимаю. Всего доброго. Е. Феофан».

Это письмо сохранилось в архиве благочестивой нижнеломовской семьи Климовых.


http://krest.nnov.ru

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее