4 ноября. Празднование Казанской иконы Божией Матери.

4 ноября. Празднование Казанской иконы Божией Матери.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 4

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 8

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́



СЛОВО НА ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
митрополит Трифон (Туркестанов)

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу и покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на Покаяние: источает бо нам неоскудевающую милость Пречистой Богородицы, предваряет на помощь и избавляет от всяких бедствий благонравную и богобоящуюся рабу Свою. Святой Димитрий Ростовский говорит в Слове на этот праздник о богонравных и богобоязненных христианах: «Ужаснись, человек неблагонравный и небогобоящийся». Услышишь сие Слово о том, что только благонравным и боящимся Бога помогает Божия Матерь и избавляет их от великих бед и зол, а развратным и отринувшим страх Божий от сердца не соизволяет помогать, – и подумаешь – что в этом удивительного?! Ужели мать начнет благотворить тем, кто является врагом Ее Сына? Нет, она скорее прогневается на них, видя их, вторично распинающих грехами Ее Сына и ругающихся над Ним беззакониями своими. Ибо и ныне всякий человек – христианин по имени лишь, но проходящий нечистое житие и в греховных сквернах, как бы в болоте валяющийся и о покаянии не думающий, – вторично распинает в себе Божия Сына, ругается же над Ним в членах тела своего, искупленных Кровию Христовою, когда, взяв тело, созданное Христом, делает его телом блудника. Может ли такой быть милым Пречистой Матери Христовой? В самом деле, какая мать может любить убийцу своего сына? Чего же и ты, о человек грешный и ожесточенный в своем сердце, чего же ты надеешься получить от Матери Божией, Которой Сына во все дни и ночи греховными (беззаконными) делами своими печалишь, телом своим бесчестишь и только имя христианина носишь на себе, а делами являешься хуже язычника!.. Милосердствует Матерь Божия и грешникам, но каким? Тем, которые если иногда и падают и согрешают по немощи человеческой, но тотчас же встают от греха, каются и прибегают к Богу со слезами и горячей молитвой. Помогает Матерь Божия грешникам, но каким грешникам? Тем, которые стараются исправить свою жизнь и, уклоняясь от зла, начинают творить добрые дела. Избавляет Матерь Божия от великих бед и зол не только праведников, но и грешных, но каких грешных? Тех, которые возвращаются к Отцу Небесному, как блудный сын, вздыхают, биюща перси свои, как мытарь, плачут у ног Христовых, как грешница, омывают ноги Его слезами, исповедание Ему приносят, как на кресте разбойник. На таковых грешников Пречистая Божия Матерь свыше призирает и ускоряет на помощь им, и от великих зол и бед избавляет их, а нераскаянных небрежет.

22 октября 1931 г.

Москва. В церкви Иоанна Предтечи у Яузы.

Поучение. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
(О чем мы должны молиться к Божией Матери?)
протоиерей Григорий Дьяченко

I. Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верою, Царице небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, – и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего царства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы, и наконец объял собою все лицо русской земли, так что ныне, можно сказать, нет ни одного, сколько-нибудь замечательного в летописях отечественных, града, где бы не было видимаго знамения благодатной Ея помощи. Что значат многочисленныя чудодейственныя иконы Божией Матери, на всем необъятном пространстве земли русской, источающия спасительную благодать всем, с верою притекающим к ним, – как не явные знаки особенного благоволения Богоматери к нам, недостойным? И верные сыны России не напрасно во всех нуждах отечества, притекая в храмы с теплою молитвою, прославляют Царицу небесную усердною Заступницею своею.

Ныне в приснопамятный день торжества веры и отечества нашего, не умолчим о заступлении Божией Матери, оказанном нашим предкам. 1612-й и предыдущие годы были самым бедственным временем нашей народной жизни. Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской. Самая столица скоро подпала власти врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот Россия, как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!.. В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, – явилась помощь небесной Заступницы рода христианскаго. Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московского Кремля пред Казанскою иконою Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступнйцы скоро явился вестник избавления преподобный Сергий. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказал он в видении архиепископу Арсению, – предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость». Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православного воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побеждает врагов, освобождает царствующий град, а с ним и всю Россию.

II. Да будет благословен воспоминаемый ныне нами день сей в вечные роды для нас и для всего отечества нашего и да будет благословенно предстательство и заступление Пресвятой Богоматери! «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии! Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны?» Поистине, достойно и праведно от глубины всей души и от всего сердца петь и величать Заступницу нашу небесную, тем более, что Она не в ту только тяжкую годину отечества нашего явила Себя покровительницею и защитницею отечества нашего, но всегда, как только оставляли предков наших силы и средства естественныя, как только приближались они к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования свыше, Богоматерь, по пламенным молитвам их, являла дивную Свою помощь, так что история прошедшей судьбы отечества нашего есть вместе и летопись чудес, совершенных для него Материю Божиею.

Да, братие, – благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвою к Божией Матери и по сей мере получали от Нея заступление и спасение. По примеру предков да поступаем имы.

а) О чем же мы должны молиться Богоматери и какие у нас могут быть нужды? О, много, много у каждаго из нас нужд, бедствий и скорбей, а еще более грехов: немощствует тело, немощствует же и душа наша от множества прегрешений: об избавлении от них и надлежит с сокрушенных сердцем и со слезами молиться всем нам.

б) Но кроме нужд и грехов частных, есть у нас нужды и недуги общие, современные. Первый и самый тяжкий недугь в современном обществе – это есть оскудение веры и упадок нравственности. Предки наши сильны были верою и находили в ней спасение, отраду и утешение в годины испытаний. Слово Божие было главным и любимым предметом их занятий, а пребывание в церкви за богослужением – самою священною и непременною обязанностию. В нынешнее же время многие совершенно холодно и неохотно слушают то, что содержится в слове Божием, или вовсе не слушают сего небесного учения, не верят многому в нем и готовы сомневаться в самых явных чудесах и таинствах. От такого неверия – и пороки самые тяжкие считаются маловажными; священныя же предания нарушаются безбоязненно, так что пост, свято хранимый нашими предками, остается ныне у многих известен только по имени, без исполнения. При таком оскудении и упадке веры и нравственности надлежит крепко молиться: «Заступнице усердная, приложи нам веру, уврачуй наши недуги общественные и спаси нас!»

в) Такая же необходимость в общих усердных молитвах открывается из наблюдения и над тем, что ныне происходит в природе видимой. За уклонение наше от путей правды, правосудный Бог уклоняет и порядок в течении природы, – затворяет небо от своевременного тепла и света, или от своевременного холода и снега, и наказует нас долговременным безведрием и другими подобными бедствиями. И небо, и земля внушают нам, что мы нарушением порядка нравственного изменили порядок и во внешней природе. Земля, отягченная грехами нашими, перестает в довольстве произращать хлеб и другия произведения на службу людям; отсюда происходит оскудение насущных жизненных потребностей, а затем – голод с его губительными бедствиями. От такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй нас!

г) К этому молитвенному воззванию должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошение к Божией Матери об избавлении нас от находящих разных эпидемических болезней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти. Мы нередко видим вокруг себя страшныя болезни, поражающия старых и юных, крепких и немощных, воздержных и особенно невоздержных. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанию, особенно преданности Божественному Провидению и молитве. А повторяющаяся над ближними и знаемыми нашими преждевременная смертьвразумляет нас и внушает горячо молиться с умилением сердца и со слезами: Заступнице усердная, спаси и сохрани нас от болезней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти! И Она, Премилосердая, как Матерь Божия и Матерь всего рода христианскаго, всегда может умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, об избавлении и спасении нашем: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки! И поистине, кому мы должны приписать безпредельное снисхождение к нам грешных Всемилостиваго? Кому, как не Ея непрестанному о нас ходатайству и заступлению? По Ея только предстательству, праведный Судия небесный за многое множество прегрешений наших не предает нас крайней совершенной погибели. И что было бы с нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступления? Тогда давно бы погибли мы под тяжестию грехов наших, бед и скорбей.

III. Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ея предстательству с теплою и усердною молитвою, с твердою верою и упованием. И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим. (Извлеч. Из «Слов и речей» Палладия, еписк. рязанского и зарайскаго, ныне митр. с.-петербургскаго, стр. 134–139).



Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее