Храм в селе Сурки

52.jpg

В нескольких километрах от Сезеново находится соседнее село - Сурки. Ранее относившиеся к Шовской волости Лебедянского уезда, теперь административно-территориально принадлежат Вязовскому сельсовету Лебедянского района.

Наше путешествие с Матушкой игуменией (это было весной) имело направление через монастырский лес, некогда принадлежавший Сезеновской обители и, до сих пор, сохранивший это название. Пройдя лес, оказываешься на пустыре, откуда открывается вид на Сурки. Наше внимание привлекла возвышающаяся церковь среди чистого поля. 

Cело Сурки, образованное ранее 1627 г., раньше называлось Сквирня. Оно расположено по берегам небольшой одноименной речки.

59.jpg

В 1851 году там была построена каменная церковь Архистратига Божия Михаила.

В настоящее время разрушающийся храм, стоит на вершине холма, на северной стороне долины реки Сквирни.  Восточный фасад храма и вход в алтарь заросли колючим ягодным кустарником. Вокруг церкви трава по пояс. Храм довольно вместительный, очевидно, раньше село было большое, был многочисленный приход, но теперь само село располагается восточнее - ближе к дороге и производственным строениям, а храм стоит особняком, окруженный лишь дикими яблонями, да могучей травой.

Годы лихолетия не обошли и церковь Архангела Михаила, так и не оправившуюся от былого. Некогда величественный, храм и сейчас очаровывает своей стариной, сохранившимися до наших дней фресками. Хотя и не возносится здесь более молитва, не совершается Святая Евхаристия, но даже разрушенный храм, всегда остается храмом, святыней. 



16.jpg 17.jpg

 Без храмов и монастырей мы подобны чужакам, не имеющим своей истории и народа. Кто разрушает храмы, тот разрушает материальную и духовную преемственность нашего наследия на этой подаренной нам Богом земле.

И вглядываясь в храмы без крестов, куполов, крыш, а порой и стен задумываешься - ведь и храм нашей души  постепенно, кирпичик за кирпичиком разрушается от наших страстей и пороков, от нашего невежества и равнодушия, если мы не прилагаем усилий, если не работаем над собой.

Святитель Феофан Затворник в своих проповедях всегда говорил о созидании малой духовной церкви внутри себя: "...Каждый из нас есть то же в Церкви, что каждый отдельный камень в здании храма. Как здесь каждый камень обделывается применительно ко всему зданию и тому месту, к какому предназначается, так и нам надобно быть образованными по духу Церкви, чтобы представить из себя «камение живо», благопотребное к устроению храма Церкви (1Пет.2:5), — с тем замечательным различием, что камень только приноровляется к зданию, а сам он не изображает его в себе; нам же надобно так образовать себя, чтобы представить в себе всю Святую Церковь. Посему заповедуют Апостолы: «сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен... возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет.2:5); созидайтесь «в жилище Божие, Духом», растите «в церковь святую о Господе» (Еф.2.21—22), то есть каждый должен устроить из себя малую духовную церковь по образу Великой Вселенской Церкви. Обяжем же себя к сооружению в себе духовного храма. Расчистим место для здания истинным покаянием, углубим основание крепкою верою и твердою решимостию жить по вере и затем, оживлясь притоком благодати чрез Святые Таинства, будем с терпением возводить здание, полагая, как камень на камень, добродетель на добродетель, связуя их любовию и уравнивая рассуждением и руководством пастырей; прикроем все, как кровлею, глубоким смирением и возглавим преданностию в волю Божию, которою, как на кресте, распинается самоличное устроение дел и путей жизни; оградим потом все непоколебимою верностию всем уставам и предписаниям Святой Божией Церкви, за которыми, как за крепкою оградою, укроемся от всех бурь и волнений, воздвигаемых духом века, суемудрием и страстями; наконец, вошедши внутрь вниманием и трезвением, украсим сей храм сердца благими помышлениями, осветим невозмутимым созерцанием Бога Вездесущего и облагоухаем фимиамом непрестанной молитвы, в болезненном припадании к Богу Спасителю нашему".

 Человек способен изменить мир вокруг себя, меняя себя самого, ища дорогу к храму своей души. И чем труднее будет путь, тем ценнее награда того, кто сможет этот путь пройти. 

54.jpg

Историческая справка. Церковь каменная, холодная, построена в 1851 году на средства прихожан, престол один – св. Михаила Архангела.
Дворов 225, душ муж. пола 770, жен. пола 687, великороссы, земледельцы, имеют земли по 1,5 десятины на душу во всех трех полях.
Школа церковно-приходская, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1825 года.
Штат: священник и псаломщик. У причта 33 десятины полевой земли и 1 десятина усадебной, полевая земля в 3-х участках, от церкви в 2 верстах. Причт получает от казны: священник 62 руб. 99 коп. и псаломщик 21 руб. в год. Дома у причта собственные.

А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Лебедянский уезд, стр. 507.


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее