Храмовая флористика

Blank Social Media Background Collage.jpg

 «Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди», – писал Н.В. Лосский в начале ХХ века. Эти слова русского философа, без сомнения, можно отнести к флористике – искусству украшения храмового пространства с помощью цветов.

В наше время представить себе, что в православном храме нет цветов, уже невозможно. Храмовая флористика считается древним искусством. Люди во все времена стремились украсить дом Божий, чтобы выразить любовь и благодарность Создателю. Обычай украшать храмы пришел к нам из ветхозаветных времен. Думаете, почему на Троицу храм всегда утопает в зелени, благоухает полевыми цветами и травами? В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, посвященный обретению Закона Божия. На 50-й день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весеннего цветения, и вся Синайская гора была усыпана цветущими растениями. Вероятно, по этой причине в Ветхом Завете появился обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы вновь оказаться на Синайской горе с Моисеем.

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают молящемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.

Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы не отвлекать молящихся. 

Оформляя храм, флорист никогда не делает это исключительно по своему усмотрению. Эта работа всегда выполняется в соответствии с церковным Уставом и «Богослужебными указаниями» и со знанием символики растений.

Например, в определённые дни предполагается наличие некоторых растений как обязательное: Рождество Христово, День Святой Троицы, Преображение Господне и Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), как и поддержание колорита праздника.

В день Рождества церковь украшают еловыми ветками, венками,  как напоминание о вечной жизни. Вместе с ними используют белые цветы, хризантемы,  гипсофиллы и др.

Вход Господень в Иерусалим традиционно связан с вербой. Однако сейчас в убранстве храма используют и пальмовые ветви.

Зелень – символ жизни – неизменно преобладает в праздник Святой Троицы. В храме размещают берёзовые ветки или небольшие деревца, пол устилают душистой травой, благоухание которой дополняют цветочные ароматы.

Белый цвет обычно доминирует в праздники Благовещения, Богоявления и Преображения Господня как напоминание о чистоте, обновлении, возрождении и одновременно Божественном Свете.

Используют его и в скорбные дни Страстной Пятницы – плащаницу Спасителя обкладывают белоснежными растениями, как и плащаницу Божией Матери в день Её Успения, добавляя к ним голубые и синие цветы.

Со второй половине Великого Поста — Крестопоклонной Недели — в декорировании храма превалируют красные гвоздики или розы как знак приближающихся Христовых страданий.

Этот же цвет знаменует собой Пасху – из лепестков роз или гвоздик нередко выкладывают композиции в форме яйца.

Поскольку всё в храме должно быть подчинено созданию и поддержанию молитвенного настроения, цветы – это благоговейные акценты, посредством которых оформляются Царские врата, раки и ковчеги со святыми мощами, лежащие на аналое иконы, особо почитаемые святыни, двери в храм и др. Они не подавляют главного объекта, а лишь подчёркивают и украшают его.

Элементы цветочного декора всегда вписываются в интерьер храма с учётом его размеров, формы и стиля.

Не последнее значение имеет и чисто практическая сторона: цветы не мешают священникам во время проведения службы и прихожанам, когда они прикладываются к святыне. Поэтому для оформления берут только те цветы, которые не имеют навязчивого запаха, острых шипов, и, разумеется, ядовитые растения.

Выражаем благодарность нашим прихожан: благодаря их пожертвованиям на цветы появляется все больше возможностей для украшения храма. Спаси всех Господи!

Хочется также обратится к желающим поучаствовать в благоукрашении храмов Обители цветами. Вы можете оставить Ваше пожертвование в церковной лавке или же самим принести цветы и передать их для украшения икон. В храме Вы можете посоветоваться с ответственными сестрами за украшение, какие цветы, и в какой день будут особенно уместны.


Использовались материалы сайтов: https://pravlife.ruhttps://pravoslavie.ru



Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее