"Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат"

"Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат"

    Литургия Преждеосвященных Даров - одна из самых красивых великопостных служб.
    Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.
    Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, т.е., освященными прежде, на предыдущей литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоустого.
    Первые христиане очень часто причащались Св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строго поста, дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая является самой торжественной церковной службой. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было установлено, не нарушая характера великопостного богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена в службы Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и ее письменное изложение, было сделано свт. Григорием Двоесловом, папой Римским, VI в веке /Закон Божий. Прот. Серафим Слободской/.
    Песнопение Литургии Преждеосвященных Даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности», торжественности, благоговейного трепета - Царь Славы- Господь - взирает на нас, Он перед нами  с сонмом Сил Небесных.Он Сам здесь таинственно, но действительно присутствует, как бы восседая на святом престоле. Протоиерей Сергей Правдолюбов пишет: "Какой восторг, какое наслаждение для христианина сливать свое сердце с сердцем всей Церкви, соединять свои уста с устами всей Церкви на службе Единому Богу! А как мощно бьется это общецерковное сердце, как сильно звучат общецерковные гимны Сотворившему вся! Такая молитва, проходя всю вселенную, благоуханным фимиамом возносится непосредственно к Престолу Божию".

1 01.04.16.jpg

Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». Митрополит Владимир (Иким)

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат.
Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».
Песнь на Великом входе.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
    Возлюбленные о Господе братья и сестры!
    Мы с вами стали благословенными участниками Литургии Преждеосвященных Даров. Как вы знаете, в будние дни Великим постом, ради сугубого воздержания, Божественная Литургия в обычное время не совершается. Но Святая Церковь не лишает верных чад своих возможности приобщения Святых Христовых Таин. На вечернях среды и пятницы Великим постом служится Литургия Преждеосвященных Даров, за которой мы причащаемся Святых Даров, освященных на предыдущей полной Божественной Литургии.
    Какая возвышенная, проникновенная, благодатная служба! При перенесении Святых Даров во время Великого входа мы слышали, как хор взволнованно пел: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится». И далее, после перенесения: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!»
    Какие же Небесные Силы невидимо служат с нами? Бесплотные Силы Небесные – святые Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, Силы, Власти – все ангельские чины, жилище которых – небо, а отличительное качество – чистота. Благодатью Божией святые Ангелы так утвердились в делании добра, что грех стал недоступен их существу. Они безгрешны. И сегодня все они, как воспевает Церковь Христова, в едином порыве с нами, грешными и недостойными, славословят Господа, служат за Литургией Преждеосвященных Даров. Сила совершаемого таинства настолько велика, что в трепетном благоговении замирает мир видимый и мир невидимый. Вместе с людьми – со священнослужителями и прихожанами храма Силы Небесные довершают своим невидимым содействием видимое сотворение Божественного таинства. Здесь и наши Ангелы Хранители, и благословенные, деятельные небесные покровители, неустанно предстоящие пред Престолом Всевышнего и усердно молящиеся за весь род христианский. Только вдумайтесь, братья и сестры, в величие совершаемой сегодня службы! И сразу душа затрепещет от несказанной благодати, воспрянет от всего тленного, земного, временного, чтобы вместе с Силами Небесными восторжествовать и вознестись в благодарной молитве к небесам. Как вместить разумом, как понять это?! Трудно описать словами святость тех, кто невидимо присутствует сейчас вместе с нами в храме Божием. Но и величие чинов ангельских слабеет, уступает, смиренно преклоняется пред лучезарным торжеством и значительностью момента, когда во время этого священнодействия входит Сам Царь Славы, Господь наш Иисус Христос. Тогда всякое наше недоумение разрешается в единое мгновение. Пред нами Царь Славы – Царь Неба – Царь Света! а там, где Царь, неизменно должны быть и верные слуги Его – небесные исполнители святой воли Божией. Где же еще им быть, если не возле Него, Творца мира и Вседержителя?! Как люди почитают земных царей и правителей, так в несравненно большей степени и Небесные Силы благоговеют и трепещут пред Царем Небесным. С радостью и покорностью предстоят невидимые наши заступники пред Престолом Божиим в Царствии Небесном. Но разве не с такой же радостью, готовностью и почитанием сослужат ныне святые Ангелы и Архангелы службу Господу своему на благословенной, преисполненной человеческой верой земле?! Идет Великий пост, время усиленных молитв и покаяния, время отрешения от каждодневных проблем и забот. Время радости небесной. Потому что в нашем настоящем единении с Богом, в благодатных службах святой Четыредесятницы приходит ни с чем не сравнимое ощущение сопричастности миру горнему и его небесными жителями. Сегодня они с нами, недостойными, пребывают, радуются нашим молитвенным подвигам, нашему стремлению к покаянному очищению. И в ответ сердце наше переполняется особой, неизреченной радостью устремленной на небеса. Святитель Тихон Задонский пишет: «Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его: все это – предвкушение вечной жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое».
    «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!» – призывает нас Святая Церковь. Именно так, когда душа, сердце и все естество наше преисполнено верою и любовью к Богу, и надо приступать ко Святой Трапезе. Разве можно без веры ощутить всю величину и важность совершаемого на Божественной Литургии святого таинства?! Разве можно, принимая Святые Дары, без веры осознать, что вкушаем мы не просто хлеб и вино, а животворящие Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, в которых заключена для нас жизнь вечная. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Солнце всецело отражается в каждой смиренной, но чистой капле росы, так и Христос – в каждой христианской православной церкви всецело присутствует и предлагается на Священной Трапезе. Он сообщает свет и жизнь Своим причастникам, которые, приобщившись Божественному свету и жизни, сами делаются светом и жизнью». Без веры этого ощутить невозможно! Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Когда Сам Христос сказал о хлебе: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), после этого кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сие есть Кровь Моя (Мф. 26, 28), кто тогда усомнится и скажет, что это не Кровь Его?.. Таким образом мы становимся христоносцами, когда Тело и Кровь Его соединяются с нашим телом и кровью. Так, по словам блаженного Петра, мы становимся причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4)». Вот такой несомненной, крепкой и глубокой должна быть наша христианская вера! Когда непреложной истиной в сознании и душе становится незримое для очей телесных.
    Но совершение таинства Евхаристии невозможно не только без веры, но и без любви. Нельзя, принимая Святые Дары, не исполниться любовью к Спасителю, точно так же, как приближаясь к огню, невозможно не почувствовать тепла и жара. Ведь само причастие Святых Христовых Таин есть не что иное, как высочайшее проявление любви к нам Господа и Спаса нашего! Кто питает нас Своими Телом и Кровью? Кто за нас всходил на крест, умирал в муках и страданиях, был положен во гроб? Так как же можно не любить Того, Кто по величайшей любви Своей к людям, к нам с вами, стал Жертвой, Агнцем Божиим, закланным за грехи мира?! И потому – «верою и любовию приступим»!
    Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда Святая Церковь возглашает: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится», верные чада Христовы падают ниц, в смирении и благоговении не смея поднять очи на Святые Дары, несомые священником. В еще более трепетном состоянии находятся невидимо сослужащие нам чины ангельские, которые возносят Господу молитвы с несравненным усердием. Не то, что мы, грешные и недостойные. И какую же скорбь у Сил Небесных вызывают те, кто позволяют себе в этот святой момент Богослужения отвлекаться посторонними разговорами, поведением своим творя бесчинства в храме Божием?! Отчего это происходит? От недостатка веры и отсутствия любви! Против таких святотатцев готово ополчиться все войско небесное, защищая честь своего Владыки. Но Вселюбящий Господь и здесь являет нам пример Своего несказанного милосердия, долго терпит наши беззакония, дает время на покаяние, испытывая тем самым и веру.
    Не будем же огорчать Бога недостойным поведением, рассеянностью ума, невниманием или небрежностью в молитве. Поучимся у Сил Небесных благоговению, любви и чистоте. Пусть только небесные мысли и желания посещают наш ум и сердце в храме Божием, а все мелочное, житейское, земное оставим в святые дни Великого поста на второй план. Потому что время сейчас – особое, возвышенное, благое. Ведь с нами сегодня невидимо служат чины ангельские. С нами пребывает Пресвятая Богородица, угодники Божии возносят за нас свои пламенные молитвы. С нами всегда Сам Господь Сил, Царь Славы, Иисус Христос! Воздадим Царю Небесному достойные почести, возлюбим Бога всей душой, всем сердцем, всем умом нашим. И только в этом случае сподобимся и истинного Причастия Святых Христовых Таин, и подлинного духовного блаженства. Потому что, как писал святитель Феофан Затворник, «любовь к Богу, или жажда пребывания в общении с Богом как верховным благом и успокоение в Нем, или сознание блаженства в Его общении изливается в сердце обратившегося к Богу и устремляет к Нему все существо его. Эта любовь есть действительное вкушение блаженства, а не мысленное и воображаемое. Любовь – венец жизни христианской».
    Да поможет и нам Отец Небесный обрести сей лучезарный венец, открыть в себе эту величайшую любовь, снискать благословенный дар Божий, дар любви, не вмещающийся в целом мире, но благодатно обитающий в смиренном, чистом и преисполненном веры сердце человеческом. Аминь.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее