Пост — основание всех иноческих добродетелей

Пост — основание всех иноческих добродетелей

Игумен Марк (Лозинский)

Духовная жизнь монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)

В ряду телесных подвигов епископ Игнатий большое значение придавал посту, считая его основанием всех добродетелей. По определению Владыки, «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».

Святая Церковь заповедует соблюдать пост всем христианам — среду и пятницу в течение всего года и четыре поста: Великий Пост, Рождественский, Успенский и Петров, но особенно большое значение имеет пост для монахов.

Человеческое тело имеет естественную потребность в пище. Однако чрезмерное употребление пищи отягощает человеческое тело, а умеренное укрепляет его, делает способным к труду.

Вследствие тесной связи души с телом принимаемая человеком пища имеет большое влияние и на его духовную деятельность.

«Подвиг поста, — пишет святитель Игнатий, — не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела, он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца».

От пресыщения чрева грубеют и ожесточаются сердечные ощущения, а ум теряет легкость и способность к духовному деланию. Инок, не соблюдающий благоразумия в пище, обуревается леностью, унынием и печалию, ему трудно бороться со страстями: блудом, гневом, тщеславием, гордостью; постоянное же пренебрежение постом может привести к потере целомудрия и девства.

Борьба с блудной страстью становится для инока, не соблюдающего пост, очень тяжелой. Владыка Игнатий писал, что «при насыщении тела сердце наше не может не порождать блудных ощущений, а ум — блудных помыслов и мечтаний, которые силою своею и увлекательностью способны изменить самое решительное благое произволение, склонить его к услаждению грехом…»

Пост инока, по выражению Владыки, должен заключаться как в количестве, так и в качестве потребляемой пищи.

Следуя наставлениям древних подвижников, епископ Игнатий рекомендует инокам принимать пищу ежедневно, но понемногу. Тем, кто молод и физически совершенно здоров, бывает достаточно принимать пищу однажды в день. Кто физически слаб и чувствует, что ему недостаточно один раз принимать пищу, может употреблять ее дважды.

В вопросе о посте епископ Игнатий был весьма снисходителен, напоминая, что пост для человека, а не человек для поста. Единожды или дважды принимает инок пищу в соответствии со своими телесными силами, он должен помнить, что при редком или частом употреблении пищи нельзя допускать пресыщения. Пресыщение питает человеческие страсти и делает инока неспособным к духовным подвигам.

Каждый инок, вступив на путь служения Богу, должен установить необходимую ему ежедневную меру пищи и стараться не нарушать ее пресыщением.

Опасно для инока пресыщение пищей, но столько же душевреден и чрезмерный пост. От неумеренного поста инок может ослабить свой организм и сделаться неспособным не только к несению монастырских послушаний, но и к духовным подвигам.

Неумеренный пост таит в себе и еще очень опасные последствия: он может привести инока к превозношению и гордости, от которых, как от знойного ветра, погибают все поросли духовной жизни. Нередко последует ниспадение в обжорство, которое попускается иноку для смирения его гордости.

Не только количество, но и качество пищи имеет большое значение для проходящих подвиг поста.

Утучняющая плоть пища (мясо, жирная рыба), «горячащая» кровь (перец, имбирь и др. пряности) при частом употреблении делает инока неспособным к прохождению духовного подвига.

Особенно сильное действие производит мясная пища, она утучняет плоть и разгорячает кровь, поэтому уставы всех российских монастырей исключали мясо из пищи иноков.

Наилучшей пищей для подвижника преосвященный Игнатий признавал растительную. Пища, приготовленная из растений, наименее утучняет плоть, не возбуждает страстных движений, способствует чистоте и бодрости ума и делает инока способным к подвигам благочестия.

«Растительная пища почти исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особенно ощутившими в себе Духа Божия, по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляли одну воду, избегая не только разгорячающих и охлаждающих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки», — свидетельствует владыка Игнатий, основываясь на опыте древних и современных ему подвижников.

Пост необходим монаху в любом возрасте. Естественно, что юным инокам, обладающим крепким здоровьем, для обуздания страстей нужен более строгий пост. Старцы, обремененные многими недугами, не всегда бывают способны к несению строгого поста, но и им необходимо соблюдать посильное воздержание в пище, чтобы не утратить господства духа над плотью, приобретенного долгим подвигом поста и воздержания. Епископ Игнатий пишет: «Напоминается победителям тщательное хранение при себе оружия, которым добыта победа! И получается победа, и сохраняется добыча, приобретенная победою, одним и тем же оружием — постом».

В одном из своих многочисленных писем епископ Игнатий выясняет вопрос, каков должен быть пост болящего инока. Со свойственной Владыке мудростию и человеколюбием, он советует одному иноку, находившемуся от болезни в «крайней немощи», не удручать свое тело постом, наоборот, укреплять его и, нисколько не сомневаясь, употреблять Великим Постом уху из рыбы. Воздержанием, не соответствующим силам, — разъясняет Архипастырь, — можно привести себя к большему расслаблению, лишиться церковной службы и быть обременением для братий. Ободряя болящего, Владыка говорит: «Сердцеведец Господь, видящий немощь вашу, не исключает вас из числа постящихся» и при употреблении в пост пищи, не дозволенной уставом, но необходимой для поддержания здоровья.

Пост необходим иноку для преуспеяния во всех добродетелях, поэтому особенно тесную связь видел Владыка между постом и молитвой. Основываясь на учении преподобного Марка Подвижника о посте, епископ Игнатий говорил: «Чудное совокупление поста с молитвой! Молитва бессильна, если она не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

Пост ослабляет плотские страсти, а молитва душевные. Если подвижник с постом не соединит правильную молитву, то, искоренив плотские страсти, он возрастит в душе духовные: высокоумие, тщеславие, презорство.

Пост способствует внимательной молитве тем, что искореняет страсти и их порождения — порочные помышления и мечтания, которые рассеивают молитву.

Иноку, вознерадевшему о посте, очень трудно сохранять внимательную молитву, т.к. страстям, неукрощенным постом, свойственно порождать множество мыслей и мечтаний, от которых будет постоянно оскверняться молитва.

Постоянный разумный пост искореняет страсти, способствует молитве инока и выводит его из плотского состояния в духовное. Постом монах очищает себя, преуспевает в смирении, в духовных подвигах и умозрении.

Каждый инок, желающий преуспеть в духовной жизни, должен с мудрой решимостью проходить подвиг поста, помня слова святителя-подвижника, что «тот, кто колеблет основание добродетелей (пост), колеблет все здание добродетелей».

К телесному подвигу инока относятся также и поклоны. Поклоны разделяются на земные и поясные. Келейное правило обычно начинается поклонами.

От поклонов инок несколько приходит в состояние сокрушения. Из такого состояния инок усерднее, теплее и внимательнее будет совершать молитву. Монах, совершая молитву после усердных поклонов, ощутит к ней особый «вкус». Поклоны имеют только тогда благотворное действие на душу молящегося, когда они сопровождаются сокрушенным сердечным плачем и молитвенным воплем ума.

Значение поклонов при совершении келейного правила весьма обстоятельно раскрыто епископом Игнатием на основании учения св. отцов в письме одной инокине. Владыка писал: «Если вы чувствуете, что от назначенного числа поклонов не утруждается ваше тело, то прибавьте несколько, дабы тело ощутило некоторую усталость, которая способствует сокрушению сердца, помня и следующие слова св. Исаака Сирина: «Смотри, чтобы, желая преумножить несколько труды, тебе не остановиться и не пресечь сего течения твоего. Не простирай ноги своей свыше силы, чтоб не соделаться совершенно праздным» (Сл. 10-е). Следующие слова принадлежат также Исааку: «Всякая молитва, в которой не утрудится тело и не утеснится сердце, вменяется отверженною: ибо таковая молитва без души» (Сл. 11-е). Сколько эти последние слова справедливы, — пишет Преосвященный, — столько и первые важны и основательны; они были сказаны брату, особенно занимавшемуся поклонами. Святой Исаак говорит в 40-м слове: «Возлюби в молитве более поклоны, нежели упражнение в стихословии», т.е. в чтении псалмов и канонов. Количество поклонов пусть назначается удовлетворением цели их. Цель — их согреть тело, причем разгорячается и дух».

Признавая необходимость умеренного числа поклонов при исполнении келейного правила, епископ Игнатий рекомендует совершать их следующим образом. Приступая к поклонам, нужно дать своему телу самое благоговейное положение, которое прилично иметь созданию Божию в присутствии своего Господа. Затем, собрав скитающиеся мысли, нужно крайне неспешно и очень тихо, заключая ум в слова, произнести молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго Произнеся с искренним сокрушением и смирением эту молитву, нужно крайне неспешно сделать земной поклон. Делать земной поклон нужно с чувством, как бы к ногам Самого Христа Спасителя, без разгорячения, с покаянным чувством грешника, умоляющего о помиловании. При этом нужно иметь твердое убеждение в присутствии Господа, но ни в коем случае не представлять себе в воображении образ Христа, ибо это, по словам епископа Игнатия, «непозволительная мечта, ведущая к гибельному самообольщению». Убеждение же в присутствии Бога «есть убеждение во всесвятой истине». Сделав земной поклон, нужно привести тело в первоначальное благоговейное и спокойное положение и опять неспешно произнести Иисусову молитву, после которой опять следует земной поклон. Утрудившись от земных поклонов, нужно перейти к поясным поклонам, произнося ту же молитву. Мера поясного поклона определяется тем, когда опущенная рука достает пол.

Совершая земные и поясные поклоны неспешно, с благоговением, сопровождая их внутренним деланием, каждый инок со временем сможет определить, какое количество поклонов выносит его тело. Исключив из этого числа несколько поклонов из-за снисхождения к своим немощам, инок из оставшегося числа может установить для себя ежедневное правило поклонов. После этого необходимо испросить благословение старца или духовника на исполнение этого правила и, если благословение будет получено, стараться ежедневно выполнять его.

Устанавливая свое ежедневное количество поклонов, нужно принять во внимание совет епископа Игнатия, который, предостерегая иноков от злоупотреблений, говорит, что не нужно заботиться о количестве поклонов, а все внимание обращать на качество молитвы, совершаемой с коленопреклонениями. Поклоны, совершаемые лишь для числа, более вредны, чем полезны. Инок, исполнив их, начинает радоваться радостию, исполненной тщеславия: «Вот, говорит он сам себе, подобно упомянутому в Евангелии фарисею, и сегодня Бог сподобил положить (примерно) 300 поклонов! Слава Богу! Легкое ли дело? В нынешнее время 300 поклонов! Кто ныне такое несет правило? и так далее».

Инок, не соединивший с коленопреклонениями истинного покаянного чувства и внутренней молитвы, разгорячает свою кровь, которая приведет в возбуждение умственную деятельность, и так как он не занял свой ум богоугодным деланием, то тщеславные помыслы и мечтания получат в нем полный простор. От этих душепагубных помыслов и мечтаний в иноке может появиться гибельное самомнение. За самомнением следует осуждение ближних и желание поучать их. «Такое расположение есть признак гордости и самообольщения: если б инок не счел себя выше ближнего, он никак не дерзнул бы учить его»,228 — пишет епископ Игнатий. Инок, впавший в самообольщение и гордость, становится неспособным к духовному совершенствованию, он может преуспевать лишь в телесном подвиге, от которого в нем все более и более будут возрастать терния тщеславия и гордости. Таковы результаты телесного ли он не соединен с покаянием и с внутренним духовным деланием и если телесному подвигу самому по себе придают большое значение.

Источник: https://azbyka.ru

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее