27 Апреля 2024 Суббота
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.
8:00 – Часы. Божественная Литургия.
16:00 – Всенощное бдение.
Мысли на каждый день года. Святитель Феофан затворник
Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
Мф.6:22-33. – Зачало 18
[Свобода от житейских забот]
(Сказал Господь:) Светильник тела – око (глаз). Итак, если око твое будет чисто (просто) – то и всё твое тело будет светлым; но если око твое будет злым, – то всё твое тело будет темным (мрачным). А если «свет», который в тебе, – это тьма, то сколь же велика сама тьма!
Никто не может служить двум господам: ведь или первого отвергнет, а другого возлюбит; или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить [одновременно] и Богу, и мамоне (богатству).
И потому Я говорю вам: не тревожьтесь о жизни вашей, что вам есть и пить; ни о теле вашем, во что вам одеться. Не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда? Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не собирают [запасов] в закромах; и всё же Отец ваш Небесный их питает. А вы не намного ли ценнее их? Да и кто из вас хлопотами сможет увеличить срок жизни своей хоть на один локоть?
И об одежде зачем беспокоитесь? Посмотрите, как растут полевые лилии: не трудятся и не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как любая из них. Если же полевую траву, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так наряжает, – насколько же более вас, маловеры! Итак, не тревожьтесь, говоря: «что нам есть?», или: «что нам пить?», или: «во что нам одеться?» Такие хлопоты занимают язычников, но Отец ваш Небесный знает, что вам всё это нужно. Прежде всего заботьтесь о Царствии Божием и о правде (праведности) Его, а это всё будет дано вам в придачу.
Проповедь. Архимандрит Илия (Рейзмир)
Дорогие братья и сестры! Сегодня от евангельских слов веет особенной нежностью. На них сегодня яркий отпечаток любящей души Спасителя. С ласковой любовью Христос говорит о неописуемой красоте полевого цветка, о завидном просторе жизни небесных птиц, летающих в лазоревом океане: «Взгляните на птиц небесных... Посмотрите на полевые лилии... говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:26–29).
Речь Господа проста и понятна, ее можно кратко передать так: любовь Господа, заботливо опекающего мир, разлита по всей вселенной. Не она ли движет крылья птиц? Не она ли украшает полевые цветы? Человек, неужели ты в глазах Божиих хуже бездушной твари? Отдайся же в руки Бога, ищи Божия Царства, и всю твою жизнь управит Сам Бог. Эти слова любви предлагаются всем нам.
Почему Церковь читает их сегодня? Для понимания надо вспомнить, о чем читалось в Евангелиях первых двух воскресений после Пятидесятницы. Святая Церковь от имени Господа призывает всех идти за Христом и стать Его учениками (См.: Мф. 10:32–33, 37–38 и 19:20–30; 4:18–23 и 4:5–5:12).
С сегодняшнего воскресенья Церковь начинает раскрывать призванным, каков этот путь к Богу. Она указывает, что на этом пути призванный должен прежде всего целиком отдать себя Богу, вручить Ему душу и тело; всю свою жизнь, без остатка, отдать мудрому и любящему Богу. Столь значителен смысл услышанных слов Христа. Отдайтесь Богу, отдайтесь Его промыслительному попечению! Но почему требуется безраздельная самоотдача Богу? Почему необходимо принятие Его Промысла?
Божественный Промысл – это непрерывное и вездесущее Божие попечение о мире, которым Бог направляет как отдельную жизнь, так и всю вселенную к конечной цели существования – оправданию жизни и ее влитию в бессмертную вечность. Над жизнью и одного человека царит премудрая и благая воля Божия.
Из этого видно, что нашей задачей будет понять волю Божию и согласовать свою волю с Божией, как замечательно учит нас святитель Иоанн, митрополит Тобольский, в своем «Илиотропионе». Надо понять Божию волю и согласоваться с ней, чтобы не мешать Богу творить благое дело жизни. Для достижения этого есть только один правильный путь – отказаться совсем от себя, от своей самочинной и греховной воли и полностью подчинить свою жизнь Божественному Промыслу и руководству.
Но Господь знает, как трудно человеку перестать заботиться о себе и во всей жизни положиться на волю Божию, и потому Он снова, простыми словами, убеждает человека отдаться Ему без боязни за свою судьбу. Предвидя человеческую боязливость, Господь устраняет ее двумя доводами.
Первое. Господь говорит о предпочтительности перед Его глазами души человеческой всему остальному. И если Господь обещает спасение души, то как может человек колебаться – спасти ли душу или обосновать земное благополучие? «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6:25) – спрашивает с мягким упреком Господь. Неужели человек пренебрежет поэтому душою ради большей надежности куска хлеба?
Второе. Отец Небесный, знающий, что вы имеете нужду в земном, даст вам все потребное земное и обеспечит им лучше вас самих. Заботится же Господь о подаче всего необходимого всем тварям земным. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). И они не умирают с голоду.
Попечение Божие о нас видно из простого примера. Сколько усилий прилагает человек, чтобы красивее обставить свою жизнь и себя самого. Сколько трактатов написано о красоте, сколько гениев создавало, творило красоту? И все же простой полевой цветок – создание Божие – не прекраснее ли всего человеческого искусства? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28–29). И опять звучит тот же вывод: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:30).
Так, дорогие братья и сестры, бесхитростными словами и житейскими сравнениями Господь раскрывает и утверждает великую истину Божия Промысла. Проникнетесь этой истиной и отдайтесь всей душой в Божии промыслительные руки. Осознать свое ничтожество, отшатнуться от него и опереться в жизни на Божию силу – пусть будет это центральным делом и отправным пунктом всей нашей жизни, нашего пути к Богу и спасению. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают
сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном
обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com
История монастыря
Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...