Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Евангельское чтение на Литургии

Мф.6:22-33. – Зачало 18

[Сво­бо­да от жи­тей­ских за­бот]

(Ска­зал Гос­подь:) Све­тиль­ник те­ла – око (глаз). Итак, ес­ли око твое бу­дет чи­сто (про­сто) – то и всё твое те­ло бу­дет свет­лым; но ес­ли око твое бу­дет злым, – то всё твое те­ло бу­дет тем­ным (мрач­ным). А ес­ли «свет», ко­то­рый в те­бе, – это тьма, то сколь же ве­ли­ка са­ма тьма!

Ни­кто не мо­жет слу­жить двум гос­по­дам: ведь или пер­во­го от­вергнет, а дру­го­го воз­лю­бит; или пер­во­му бу­дет пре­дан, а для вто­ро­го нера­див. Вы не мо­же­те слу­жить [од­новре­мен­но] и Бо­гу, и ма­моне (бо­гат­ству).

И по­то­му Я го­во­рю вам: не тре­вожь­тесь о жиз­ни ва­шей, что вам есть и пить; ни о те­ле ва­шем, во что вам одеть­ся. Не боль­ше ли жизнь, чем пи­ща, и те­ло, чем одеж­да? По­смот­ри­те на птиц небес­ных, что не се­ют, и не жнут, и не со­би­ра­ют [за­па­сов] в за­кро­мах; и всё же Отец ваш Небес­ный их пи­та­ет. А вы не на­мно­го ли цен­нее их? Да и кто из вас хло­по­та­ми смо­жет уве­ли­чить срок жиз­ни сво­ей хоть на один ло­коть?

И об одеж­де за­чем бес­по­ко­и­тесь? По­смот­ри­те, как рас­тут поле­вые ли­лии: не тру­дят­ся и не пря­дут; но го­во­рю вам, что и Со­ло­мон во всей сла­ве сво­ей не оде­вал­ся так, как лю­бая из них. Ес­ли же поле­вую тра­ву, ко­то­рая се­го­дня рас­тет, а зав­тра бу­дет бро­ше­на в печь, Бог так на­ря­жа­ет, – на­сколь­ко же бо­лее вас, ма­ло­ве­ры! Итак, не тре­вожь­тесь, го­во­ря: «что нам есть?», или: «что нам пить?», или: «во что нам одеть­ся?» Та­кие хло­по­ты за­ни­ма­ют языч­ни­ков, но Отец ваш Небес­ный зна­ет, что вам всё это нуж­но. Преж­де все­го за­боть­тесь о Цар­ствии Бо­жи­ем и о прав­де (пра­вед­но­сти) Его, а это всё бу­дет да­но вам в при­да­чу.


Проповедь. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Дорогие братья и сестры! Сегодня от евангельских слов веет особенной нежностью. На них сегодня яркий отпечаток любящей души Спасителя. С ласковой любовью Христос говорит о неописуемой красоте полевого цветка, о завидном просторе жизни небесных птиц, летающих в лазоревом океане: «Взгляните на птиц небесных... Посмотрите на полевые лилии... говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:26–29).

Речь Господа проста и понятна, ее можно кратко передать так: любовь Господа, заботливо опекающего мир, разлита по всей вселенной. Не она ли движет крылья птиц? Не она ли украшает полевые цветы? Человек, неужели ты в глазах Божиих хуже бездушной твари? Отдайся же в руки Бога, ищи Божия Царства, и всю твою жизнь управит Сам Бог. Эти слова любви предлагаются всем нам.

Почему Церковь читает их сегодня? Для понимания надо вспомнить, о чем читалось в Евангелиях первых двух воскресений после Пятидесятницы. Святая Церковь от имени Господа призывает всех идти за Христом и стать Его учениками (См.: Мф. 10:32–33, 37–38 и 19:20–30; 4:18–23 и 4:5–5:12).

С сегодняшнего воскресенья Церковь начинает раскрывать призванным, каков этот путь к Богу. Она указывает, что на этом пути призванный должен прежде всего целиком отдать себя Богу, вручить Ему душу и тело; всю свою жизнь, без остатка, отдать мудрому и любящему Богу. Столь значителен смысл услышанных слов Христа. Отдайтесь Богу, отдайтесь Его промыслительному попечению! Но почему требуется безраздельная самоотдача Богу? Почему необходимо принятие Его Промысла?

Божественный Промысл – это непрерывное и вездесущее Божие попечение о мире, которым Бог направляет как отдельную жизнь, так и всю вселенную к конечной цели существования – оправданию жизни и ее влитию в бессмертную вечность. Над жизнью и одного человека царит премудрая и благая воля Божия.

Из этого видно, что нашей задачей будет понять волю Божию и согласовать свою волю с Божией, как замечательно учит нас святитель Иоанн, митрополит Тобольский, в своем «Илиотропионе». Надо понять Божию волю и согласоваться с ней, чтобы не мешать Богу творить благое дело жизни. Для достижения этого есть только один правильный путь – отказаться совсем от себя, от своей самочинной и греховной воли и полностью подчинить свою жизнь Божественному Промыслу и руководству.

Но Господь знает, как трудно человеку перестать заботиться о себе и во всей жизни положиться на волю Божию, и потому Он снова, простыми словами, убеждает человека отдаться Ему без боязни за свою судьбу. Предвидя человеческую боязливость, Господь устраняет ее двумя доводами.

Первое. Господь говорит о предпочтительности перед Его глазами души человеческой всему остальному. И если Господь обещает спасение души, то как может человек колебаться – спасти ли душу или обосновать земное благополучие? «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6:25) – спрашивает с мягким упреком Господь. Неужели человек пренебрежет поэтому душою ради большей надежности куска хлеба?

Второе. Отец Небесный, знающий, что вы имеете нужду в земном, даст вам все потребное земное и обеспечит им лучше вас самих. Заботится же Господь о подаче всего необходимого всем тварям земным. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). И они не умирают с голоду.

Попечение Божие о нас видно из простого примера. Сколько усилий прилагает человек, чтобы красивее обставить свою жизнь и себя самого. Сколько трактатов написано о красоте, сколько гениев создавало, творило красоту? И все же простой полевой цветок – создание Божие – не прекраснее ли всего человеческого искусства? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28–29). И опять звучит тот же вывод: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:30).

Так, дорогие братья и сестры, бесхитростными словами и житейскими сравнениями Господь раскрывает и утверждает великую истину Божия Промысла. Проникнетесь этой истиной и отдайтесь всей душой в Божии промыслительные руки. Осознать свое ничтожество, отшатнуться от него и опереться в жизни на Божию силу – пусть будет это центральным делом и отправным пунктом всей на­шей жизни, нашего пути к Богу и спасению. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее