Святитель Феофан, Затворник Вышенский

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

 Святитель Феофан мирно почил о Господе 6/19 января 1894 года на праздник Богоявления в своей келье в Вышенском монастыре, где он подвизался 22 года в полном затворе.

Сегодня,  23 января, Церковь отмечает день памяти святителя Феофана Затворника – одного из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. В эпоху, которую иногда называют временем упадка российского православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал – Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства. Также как в веке двадцатом, через гонения проложили путь к святости тысяч и тысяч людей, в веке девятнадцатом, вопреки бюрократии духовных консисторий святители Феофан Затворник, Игнатия Брянчанинов и многие другие подвижники сохраняли и развивали живую церковную мысль, доказывая: Церковь остается живой христианской общиной, где всегда будет место святости.

Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10/23 января 1815 года в Елецком уезде, Орловской губернии, в селе Чернава (ныне Измалковский р-н Липецкой области). После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой земле и в Константинополе.

Имя святителя Феофана тесно связано с Сезеновской обителью. В 1859 году состоялась хиротония архимандрита Феофана (Говорова) во епископа Тамбовского и Шацкого (в то время Сезеновский монастырь относился к Тамбовской епархии). Этой кафедрой святитель управлял вплоть до июля 1863 года. В этот период архипастырь не раз приезжал в монастырь, совершал богослужения, окормлял и наставлял сестер. Сохранились проповеди святителя, собранные под названием «Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество», где, в том числе, записаны наставления к сестрам Сезеновской обители. Преосвященнейшим Феофаном был освящен главный престол храма Сезеновского монастыря во имя Рождества Христова 5 июня 1860 года.

Недол­го там­бов­ской пастве при­шлось быть под управ­ле­ни­ем свя­ти­те­ля Фе­о­фа­на: 22 июля 1863 го­да он был пе­ре­ме­щен на древ­нюю, бо­лее об­шир­ную Вла­ди­мир­скую ка­фед­ру. В про­щаль­ном сло­ве к пастве епи­скоп Фе­о­фан про­из­нес: «…Все­пра­вя­щая дес­ни­ца Бо­жия, свед­ши нас вме­сте, так со­че­та­ла ду­ши, что мож­но бы и не же­лать раз­лу­че­ния. Но как То­му же Гос­по­ду угод­но бы­ло так по­ло­жить на серд­це тем, в ру­ках ко­их сии жре­бии пе­ре­мен, то на­доб­но бла­го­душ­но по­ко­рить­ся опре­де­ле­ни­ям Бо­жи­им…».

Но уже в 1866-м году подал прошение с просьбой отчислить его на покой. Этот поступок сперва вызвал непонимание даже в церковной среде, хотя прошение и было удовлетворено в том же 1866-ом году. Сам святитель так объяснял свое решение в одном из писем: “Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить”.

В 1872 святитель ушел в затвор, но это не стало уходом от мира. Напротив, именно теперь, оставив епископское служение, он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Ежедневно владыка Феофан получал до 40 писем, на каждое из которых – отвечал. Его наследие – богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов.
Скончался он 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. Через него и его современников от Серафима Саровского к Оптинским старцам и затем к новомученикам и исповедникам российским протянулась, непрерывавшаяся никогда преемственность русской святости.

5 цитат святителя Феофана

– Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок.

– Я – христианин, – говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться только им; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, – и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения.

– Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление, со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое предшествовавшими трудами стяжанное добро.

– Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.

– Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнем присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.

Свт. Феофан Затворник
 Слово в Сезеновском же монастыре, по накрытии нескольких сестер рясофором


XXXIX.

В СЕЗЕНОВСКОМ ЖЕ МОНАСТЫРЬ, ПО НАКРЫТИИ НЕСКОЛЬКИХ СЕСТР РЯСОФОРОМ.

Благодарение Господу.—Вот и еще на древе вашей обители показались завязи, еще на поле вами возделываемом прозябли благонадежные ростки и возникли из под-земли, еще новые невесты приводятся и обручаются жениху. Благодарение Господу!

Но не надо забывать, что не в числе дело,—а в силе. Помните, сколько народа собралось к Гедеону,—и однако ж, по знаку указанному Богом, из них только триста оказались благонадежными воинами. Прочие, увеличивая число, не придавали силы и только мешали бы производству брани; почему отосланы восвояси.

Привожу это на память вам не для того, чтобы ослабить желание вступить в обитель, или отбить охоту принимать в нее желающих, но чтобы и во вступивших уже и в желающих еще вступить—раздражить большее рвение явить себя достойными предначинаемого и предначатого. Ибо хотяьне в числе дело, но, конечно, чем больше хороших, тем лучше.

Не думаю, чтоб какая-нибудь из вас, вступая в обитель, не имела рвения быть хорошею инокиней; но вместе считаю очень вероятным, что не все ревнуют, как должно, а немалая часть, может быть, тратят силы рвения своего не на то, на что должно.—От чего то и другое?! Паче всего от того, что на первый раз неуяснено, в чем дело иночества,—и чего должно добиваться, вступив в обитель.

Желательно, чтоб между вами, как можно меньше было таких, которые о том только и заботятся, чтобы быть— сначала приукаженными, потом рясофорными, далее—монатейными. Это конец желаний, достигши которого, предаются покою, и как иного не имелось в мысли, остаются довольными своим положением. Конечно, без такого порядка нельзя быть в обители; но внешний порядок монастырской жизни не всегда есть порядок монашествования. — Последний совершается внутри с трудом и потом,—незримо для других и ведомо единому Богу, и душе ревнующей о своем спасении.

Чесо изьидосте в пустыню видети? — Так Господь спрашивал Иудеев, потому что иные из них выходили к Иоанну Крестителю за тем только, чтоб посмотреть, как он одет в одежду из верблюжьего волоса и опоясан ременным поясом, где он там в пустыне и что делает. А надлежало выходить за тем, чтоб каяться и плакать о грехах своих. Спрошу и я вас: зачем вышли вы в пустыню сию?... Спрошу не за тем, чтоб обличить кого-либо; но по искреннему желанию, чтоб между вами не было таких, которые всю силу монашества поставляют в черной одежде и в порядке получения ее.

Дело, на которое вы решаетесь, есть дело великое и многоценное; но надо совершить его как следует. Оно все внутреннее; внешнее же в нем есть только придаток. Вся сила в очищении сердца от страстей. Вот смотрите, как: Человек первоначально был сотворен правым; но пал и расстроился. Привзошла к нему самость и привела с собою все полчище страстей, отвлекающих от добра и влекущих в грех. Страждет человек в сем состоянии. Вот Господь и учредил на земле врачебницу — св. Церковь с св. таинствами. В крещении отрицаются сатаны и всех дел его и всего служения его, и всея гордыни его,—т. е. всех страстей,—и приемлют силу преодолевать их. Падшим по крещении предлежит таинство покаяния, в котором снова повторяются обеты крещения и возобновляются потерянные благодатные силы... Покаявшийся,—если опять падает,—опять встает тем же путем покаяния... Еще падет, и еще встает... и так до конца жизни... И это есть общий путь спасения. За тем у нас и посты с говением.— Конечно, лучше бы не падать по крещении, или падши однажды и восставши чрез покаяние не падать снова; но страсти близ сердца,—а жизнь в семействе и обществе представляет много поводов к раздражению их,—и бывает, что не устоит Христианин и падает, или дважды и трижды устоит, а в четвертый и пятый раз падает. — Кается, но и снова падает.

Но падать больно, пока верна совесть и живо чувство благочестия и страха Божия. Как устранить эту неприятность— отчасти состоит и в нашей воле, то вот иной и разгорается духом—так устроиться в жизни, чтобы непадательно исполнять обеты крещения и покаяния, или жить, не уязвляя более совести и не оскорбляя Бога,—в преодолении и искоренении страстей. Не надеясь успешно исполнить сие в обществе, иной удаляется, бегая, и водворяется в пустыне, т. е., оставляет общество и вступает в обитель. Таким образом вступление в иночество есть решимость жить, не поддаваясь более увлечениям страстей, а самое иночествование есть непрерывный подвиг в препобеждении страстей и искоренении их, чтобы чистыми и непорочными явиться пред лицом Бога.

Так вот ваше дело! На него и обратите все ваше внимание и устремите все силы. Устав монастырский, которого главные пункты суть постничество, послушание и молитва, доставляет вам такой порядок жизни, который не представляет пищи страстям, или при котором они могут быть не возбуждаемы. Но он не уничтожает страстности. Можно быть совершенно исправным по поведению, требуемому уставом монастырским, и быть полным страстей в сердце. Есть мирянки в светлые платья одетые—инокини по духу, и есть монатейные—мирянки сердцем. К сердцу надо приникнуть и смотреть, что оттуда исходит,—и посекать все страстное.—Борьба предлежит вам,—и борьба непрестанная. — К делам худым у вас мало поводов, но мысли и чувства не всегда соображаются со внешним. Их управлять, как должно,—цель ваших подвигов.—Миряне борются наиболее с делами худыми, а инокини—с помыслами и похотями. Хотите спасаться—войдите внутрь себя,—станьте вниманием у входа сердца и потребляйте все вражеское—выходящее и подходящее. Целые книги писаны и пишутся о том, как успеть в сем деле.—Скажу вам одно... Возревнуйте о чистоте, и в сей ревности болезненно припадайте ко Господу, моляся о помощи. Уповающего на Господа милость обыдет. В час нужный—не знать откуда придет вразумление и сила... Увидите то делом,— и дело научит вас искусству управляться с собою. Не отвергайте и внешнего руководства,—в писании и живом слове; но внутреннее сильнее и многоплоднее.

Так поживши, нелестными явитесь служительницами Богу в иночестве. В чем преуспеть да дарует вам Господь и смысл и силу. Аминь.

4 Июня, 1860.


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее