Великий пост. Духовные поучения.

Великий пост. Духовные поучения.

прот валентин амфмеатров.jpg
   
   Краткие поучения причастникам.
   Протоиерей Валентин Амфитеатров.

      Бесконечная и неизглаголанная милость Божия многих из нас уже удостоила принять величайший дар благодати – причастие Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Одни удостоились принять Святые Христовы Тайны вчера, другие сегодня, третьи подготовляются и ждут воспринять Христову благодать. Этот дар очень велик, и нет в целом мире другого, к которому можно было бы его приравнять.
      Величие причастия Святых Таин изобразил Сам Иисус Христос в следующих словах: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6:54). Из этих слов Спасителя мы должны уразуметь: достойное принятие Святых Таин соединяет человека с Богом навеки, навсегда. Такой человек в себе самом носит благодать Божию. Он так же близок к Господу, как близка зеленеющая ветвь с плодоносным деревом, на котором растет. В этом смысле Спаситель сказал Своим последователям: Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15:5). Только от ветвей здорового дерева можно ожидать плодов. Только здоровая и неиспорченная ветвь способна извлечь из корня древесного живительную влагу. Сухой отломленной ветви нельзя привить жизни. Таким образом, человек, причащаясь благоговейно Святых Христовых Таин, воспринимает в себя способность жизни чистой, святой, такой именно, какую заповедал Христос нам, Своим детям и ученикам. Приняв Христовы Тайны, мы должны свою жизнь украсить добродетелями, должны из себя представить ветви христианства и Православия.
      Достойно причастившимся обещана Спасителем вечная жизнь. Спаситель наш Своим учением ведет людей к познанию этой жизни. В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он – причастник Божий. Бедствия – принадлежность земли; счастье – удел неба. Горе и страдания ранят и терзают только тело; они уязвляют, но не убивают облагодатствованную душу. Всякая жгучая скорбь, всякое страждущее одиночество находит себе успокоение и утешение в Спасителе, не только пролившем Свою бесценную кровь за нас, но и даровавшем ее нам как целебное, чудотворное врачевство, способное воскрешать, животворить, просветлять верующую душу, внести небесную радость в тоскующее сердце.
      Достойно причаститься – это уже есть начало Небесного Царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен. И станет его жизнь уже не грубое существование изо дня в день, существование, напоминающее бродящую тень или движущийся мертвый труп, но существование благородное, святое, при котором доступно понимание и прожитого, и переживаемого. Раз коснулся нашей души луч Божественной благодати – и мы уже не захотим ходить во тьме или уподобляться неразумным животным. В нашем уме и в нашем сердце слагаются силой Божественной благодати ясные стремления, чистые, благородные. Совесть наша делается стыдливой, желания умереннее, намерения благороднее, воля крепче, да и самое наше бренное тело просвещается славой бессмертия, как храм благодати, как носитель даров благодати.
      Помните же, причастники, о цене принятого вами дара благодати. Тяжко и горестно, если сегодня мы – причастники, Божии люди, а завтра опять попадем на прежний путь. Опять поведет нас злая рука врагов невидимых; опять страсти и мутно-грязные волнения, опять сомнения, грехи и беззакония! Пусть не будет с вами такого болезненного падения. Постараемся сохранить себя в целости. Зачем идти к бездне, когда пред нами лежит прямой, безопасный путь, ведущий к радости и блаженству? Идите с миром, как Богом избранные и Богом очищенные, отдалитесь от дурных товарищей и от вредного празднословия. Не позабудьте, что отсюда, из храма, с вами пойдут святые ангелы-хранители ваши. От вас самих зависит решить вопрос, долго ли будут эти небесные гости с вами. А они будут с вами до первого греха… Уйдут ангелы Божии от вас плачущие и рыдающие. Их уход вы также заметите – про то скажет вам ваша совесть. Грустно, если она вам скажет: ты потерял святыню… Отлетел от тебя ангел-хранитель… Аминь.

      Великое благодарение Господу: по Его великой и неизреченной милости, сегодня наша совесть успокоена и святые наши намерения исполнились.
      В нашей душе проявилось желание очистить совесть, освятить свое существо; на это честное намерение отозвался Сам Господь наш Иисус Христос. Он явился к нам и каждому из нас преподал Святые Дары за нашу любовь к Нему, за наше усердие в говении, за наши труды в минувшие дни поста.
      Мало мы трудились, однако получили много больше, нежели стоило, гораздо больше, нежели ожидали. Таково милосердие Божие, оно бесконечно и неописанно: оно отверзает рай разбойнику за его смиренно-возвышенное чувство покаяния; оно умиляется слезами бедной падшей женщины и возводит ее на степень равноапостольной; оно презираемым и отверженным грешникам-мытарям является утешителем, отверзающим свет истины и блаженства.
      Итак, мы спасены; спасены не за свои подвиги духовные, не за свое говение, но по благодати. В каждом из вас, причастники, в этот час находится всеосвящающая благодать; каждый из вас в себе самом носит тайну божественную. Несите же ее к себе в дом; встретите ли там приятное или неблагоприятное, не смущайтесь: с вами Сам Христос, нет выше блаженства, которое с вами теперь! Молю Господа, да пребудет Он с вами и в радостях и в напастях; да пребудет с вами ныне и присно. Для меня же, как духовного отца вашего, выше другого утешения нет, если я буду слышать, что дети мои духовные, очистив себя исповедью и покаянием, ведут себя благочестиво и православно. Именем Господа призываю на вас и всех домашних ваших Божие благословение. Аминь.
      Благодарим и славим Господа милосердаго. Он в нынешнем году дозволил нам, грешным, приобщиться Святых Даров благодати Божией. Испрашивая ниспослания благодати, Церковь внушала, чтобы мы молили: да будет нам причащение Святых Таин в исцеление и здравие тела. Такова молитва, самая нам, немощным, ближайшая по расположению нашему,- всегда желать себе земного безбедственного состояния. Но спросите вы: справедливо ли помогают Христовы Тайны причащающимся в подкреплении телесных сил? Отвечаем на этот вопрос утвердительно. Кто читал внимательно жития святых подвижников, тот найдет много свидетельств в подтверждение животворящей и дивной силы святого причастия для нашего тела. Многие подвижники в продолжение святого поста не вкушали совсем пищи и поддерживали свою жизнь ежедневным причащением Святых Таин. Так, известно, например, о преподобном Герасиме, память которого празднуется четвертого марта, что он в посты и учрежденные постные дни не обедал и не вкушал пищи, но всегда в эти дни причащался. И этот подвижник был бодр, мужествен. День его проходил в труде и в беседе с народом, а ночь – в молитве. Пост его нисколько не изнурял, а видимо укреплял и придавал всем его силам, телесным и душевным, особенную развязность и могучесть. Он сам объяснял причины своего цветущего телесного здоровья частым причащением Христовых Таин. Не говоря о временах давно прошедших, мы, по милости Божией, бывали свидетелями благотворного влияния Христовых Таин на людей даже в наше время. Очень нередко бывает, что больные, на смертном одре лежащие, получают чудесное исцеление и укрепление своих сил и встают от болезни животворной силой Тела и Крови Иисуса Христа, когда они причащаются их с полной верой и чистой совестью. Бывают многократно случаи, что многие подверженные страсти пьянства и буйственности прекращали эти безобразия после принятия Святых Христовых Таин. Они сами открыто говорили: словно каким-то чудесным огнем была опалена душа наша, и мы после этого получили полнейшее отвращение от винопийства и внутреннего озлобления.
      Если причащение Святых Христовых Таин здесь, на земле, видимо и благотворно действует на нас, то нет сомнения, что во всем величии своем явится там, в будущей жизни. Здесь обнаружение полной силы этого таинства невозможно, потому что все мы – люди смертные, каждому из нас рано или поздно суждено умереть. Бессмертие начнется для нас за пределами гроба. Люди, причащающиеся достойно Святых Христовых Таин, вносят в себя начало и зародыш вечной жизни, того обновления, в котором наши тела воскреснут в день всеобщего воскресения и оживотворятся. Сам Спаситель сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6:54).
     Таким образом, причастники Святых Таин должны быть убеждены, что они приняли в себя такой великий дар, который и душе и телу сообщает жизнь в этом мире и в будущем. Такой спасительный дар ничем ни оценить, ни заменить нельзя. Он дороже всяких ценностей, выше всяких почестей. Кто в себе носит этот дар, тот имеет в себе Духа Святаго. Пред причастником все враждебное никнет и падает. Самая могила – светла, Страшный суд для него – оправдание, вечность для него – бесконечное блаженство.
      Памятуйте же, чада мои духовные, сказанное мною. Памятуйте, что в эти минуты все вы святые, что каждого из вас просвещает свет Христов. Горе, несмываемый стыд и слезы тоскливые всем тем, кто неблагодарно и небрежно угасит этот незаходимый свет Божий, кто изменит тайне Божественной, которую восприняли вы в прощение всех грехов и в жизнь вечную. Аминь.

По материалам сайта http://azbyka.ru

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее