10 декабря - иконы Божией Матери "Знамение"

10 декабря - иконы Божией Матери "Знамение"

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая "Зна­ме­ние". Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая "Зна­ме­ние", изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, си­дя­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую ру­ки Свои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) - бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец - Спас-Эм­ма­ну­ил. Та­кое изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых Ее ико­но­пис­ных об­ра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Аг­нии в Ри­ме есть изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми и с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ко­ле­нях. Это изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к IV ве­ку. Кро­ме то­го, из­ве­стен древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри "Ни­ко­пеи", VI ве­ка, где Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щею на троне и дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом Спа­са-Эм­ма­ну­и­ла. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ные под име­нем "Зна­ме­ние", по­яви­лись на Ру­си в XI - XII ве­ках, а на­зы­вать­ся так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­ся в 1170 го­ду.

В этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кня­зей, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Суз­даль­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Бо­жию по­мощь. Дни и но­чи мо­ли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь услы­шал ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Ко­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, - вра­ги пу­сти­ли в крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Бо­го­ро­ди­цы. Из глаз Ее ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась ли­ком к го­ро­ду. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.

В вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной, ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вся Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, на­пи­сал на этот празд­ник два ка­но­на.


Слово в день празднования иконы Божией Матери "Знамение"
Патриарх Пимен (Извеков)

Святая Церковь установила так называемое «изрядное», то есть особое, сугубое моление Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. За каждой Божественной литургией после Евхаристического канона священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Этим возгласом Церковь призывает всех верующих к прославлению Божией Матери. А хор в это время поет хвалебную песнь: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…»

Прославление Божией Матери началось еще в ветхозаветные времена, когда после Архангельского благовестия Пресвятая Дева пришла в селение Горнее к праведной Елисавете. Благочестивая Елисавета, исполнившись Духа Святаго, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 42—43). Так праведная Елисавета провидела в своей родственнице, посетившей ее, Матерь Господню и приветствовала Ее.

Есть еще одно приветствие, обращенное к Пречистой Деве, которое вы хорошо знаете — оно читается в Евангелии во все Богородичные праздники. Простая женщина, имя ее неизвестно — в Евангелии так и записано: «некая жена» — воскликнула: Блаженно чрево, Тебя родившее, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11, 27). Такими словами она выразила свою благодарность Спасителю и Господу, услажденная Его Божественной проповедью, но в них заключается прославление Матери Божией.

С тех пор во все времена христиане ублажают и прославляют Богоматерь, как предсказала Сама Пресвятая Дева при встрече с праведной Елисаветой: «Отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). И каждый из нас, каждый верующий человек, всегда особый свой вздох, особое свое молитвенное призывание воссылает и должен воссылать Пресвятой Деве Марии — Небесной Матери всего человечества.

Мы, христиане, все счастливы. Счастливы потому, что обыкновенный человек имеет только земную мать, а христианин — еще и Небесную Матерь, Заступницу, Предстательницу и Молитвенницу за каждого из нас во всех тяжких обстоятельствах.

Я хочу привести вам на память еще одно церковное песнопение: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии». Здесь от лица всех верующих Святая Церковь говорит, что мы не можем не говорить о той силе и той помощи, которые мы получаем от Пресвятой Девы. Ведь нет ни одного человека — христианина, который по молитвам Богоматери не получил бы большую или очень маленькую — смотря по обстоятельствам — помощь. Сила Богоматерняя касается сердца каждого человека, и поэтому он неумолкаемо славит Пресвятую Богородицу. «Не умолчим» — значит будем всегда Тебя прославлять. Но здесь есть еще одно очень важное для нас слово: «силы Твоя глаголати, недостойнии».— Прославлять величие Матери Божией нужно с сознанием своего недостоинства, говоря: «Я — грешный человек, недостойный помощи Царицы Небесной и Ее молитв, но я Ее благодатную силу получал, и этой силой мое спасение устрояется, хоть я и недостойный, потому я и славлю Матерь Божию всею душою моею, и всею мыслию моею, и всем разумением моим».

Богоматерь предстательствует пред Сыном Своим и Богом за все человечество, за всех людей, какими бы они ни были — благочестивыми или грешными, кающимися, желающими спасения или, может быть, даже не видящими своих грехов,— Богоматерь всегда неотступно ходатайствует о человеческом роде.

Всем вам известен пример обращения и спасения великой грешницы Марии Египетской, которая предстательством Богоматери стала великой праведницей. Это свидетельствует о том, что и о тягчайшем грешнике Богородица не прекращает Своих молитв пред Сыном Своим и Богом, хочет исправить человека, направить его на путь добродетели, на путь духовного совершенства.

В этом же песнопении далее говорится: «Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед?» Действительно, бед и трудностей у нас очень много, и если бы не ходатайство Милосердной Заступницы, кто бы нас спас от них, «кто же бы сохранил до ныне свободны?»

Вот потому в каждый — и особенно в праздничный Богородичный — день Святая Церковь призывает нас к изрядному молению ко Пресвятой Деве Марии, и наши верующие сердца тоже зовут нас к этому. И я надеюсь, что каждый пришедший в этот святой храм на этот праздник является теплым молитвенником к Пресвятой Деве Марии и всегда Ее прославляет, а в дни Ее праздников — особенно, то есть изрядно: «Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасавши присно от всяких лютых». Аминь.

10 декабря 1978 г.

Источник: https://pravoslavie.ru

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее