10 ноября - память свт. Димитрия Ростовского

10 ноября - память свт. Димитрия Ростовского

2.jpg

   Про себя святитель Димитрий писал в дневниках: «Я, грешный, иеромонах Димитрий, родихся от родителей христианских Савы и Марии, законним браком сочетанных, во граде Макарове, седьмь миль от Киева. Дано мне имя Даниил, крещением святим просвещен месяца декаврия».
Его отец был казачьим сотником, про мать известно немногое. Три младшие сестры будущего святителя ушли в монахини; позже они по очереди были игуменьями Николо-Иорданского монастыря в Киеве (ныне не существует). Под старость постриг принял и отец святителя. Эти факты семейной биографии свидетельствуют: в доме царила атмосфера глубокой религиозности, и во многом именно она определила будущий путь отрока Даниила, родившегося под Киевом в 1651 году.
Для Украины это было тяжелое время: в 1654 году Киев соединился с Москвой. Этот поворот к России стал причиной ввода польских войск. В 1660 году поляки были на Украине повсеместно, шла война, и семья Даниила вынужденно переселилась в Киев.
В Киеве Даниил пошел учиться в Киево-Могилянскую коллегию. Ее основал митрополит Киевский Петр Могила, и это учебное заведение стало предтечей московской Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Здесь учили не только богословию; ученикам преподавали философию и арифметику, музыку, а по воскресным дням студенты практиковались в искусстве спора-диспута. Коллегия выпускала, пожалуй, самых образованных людей своего времени, и Даниил был одним из них. После выпуска он поступил в Кирилловский монастырь, где был пострижен под именем Димитрий.

Труды святителя


012.jpg

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.
Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.
Известно, что работу над главным трудом своей жизни —  «Четьи Минеи», — он начал в 1684 году. С перерывами она заняла у него более двадцати лет.
«Четьи минеи» — особый вид духовных произведений, где по месяцам и дням каждого месяца (от греческого «минеос» — месячный) излагаются повествования о жизни святых Православной церкви.
013.jpg
Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).
Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

011.jpg

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!
Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.
Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

12-000000
Свт. Димитрий Ростовский

К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.
Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом. 

Признание

Святитель Димитрий сопровождал гетмана Ивана Мазепу в его поездке в Москву в 1689 году, где украинцы чествовали царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (позже Мазепа встанет на сторону шведов и будет предан Православной церковью анафеме). В разные годы Димитрий был игуменом ряда монастырей на Украине, а в правление Петра I его возвели в сан митрополита Тобольского. Но побывать в Сибири ему не пришлось: святитель заболел и был переведен в Ростов.
Житие Димитрия гласит: когда он прибыл в 1702 году на кафедру в Ростове, то первым делом посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского. В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, а затем указал на пол храма и определил место своего будущего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века».

015.jpg
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. г. Ростов-Великий

Святитель Димитрий скончался в 1709 году. Спустя почти полвека в церкви над его могилой осел пол. Работники, производившие ремонт, обнаружили, что мощи Димитрия тление обошло стороной. Житие сообщает, что люди, приходившие к мощам, получали исцеление.

014.jpg
мощи свт. Димитрия Ростовского

В 1757 году Димитрия Ростовского причислили к лику святых. К тому времени составленные им жития уже были самой популярной духовной литературой на Руси. В XIX веке Федор Достоевский сказал: «По всей русской земле распространен дух Четьи Минеи — чрезвычайно много рассказчиков о житиях святых». Достоевский добавил: текст Димитрия Ростовского они знают наизусть и рассказывают на память «точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя».

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее