Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы повторением самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого «то, что вместо Пасхи», 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя). Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), родом из галилейского города Панеады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», — и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.
Апостол Фома. Жизнеописание и проповедь
Опираясь на рассказ о явлении Исуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.
В славянском житии св. апостола Фомы упоминается о многих чудесах, которые он творил для уверения язычников. Так, желая обратить к истинной вере самого индийского царя Гундафора, он представился искусным зодчим и царь, доверившись его словам, вручил ему множество золота и драгоценных украшений на построение самой изысканной палаты. Но Фома растратил все эти средства на нужды нищих и убогих и, как бы для возведения кровли, попросил еще себе золота, которое израсходовал подобным же образом. Когда его дело открылось в истинном свете, Гундафор исполнился лютой ярости и заключил св. апостола в глубокий ров. По Промыслу Божию, в это самое время любимый брат царя впал в смертельный недуг. Тогда ангел Господень восхитил его душу, и он увидел в раю чудесную палату, но когда хотел войти в нее, ангел ответил, что она принадлежит брату его, Гундафору. Таким образом, по рассказу брата, понял и сам царь, что апостол сотворил ему истинное благо и, принявши вместе с братом своим святое крещение, с честью отпустил его проповедовать в другие селения.
Еще одно чудесное событие, связанное с апостолом Фомой, записано в «Слове Епифания монаха о житии Богородицы». Так, св. Фома, не оказавшийся в числе прочих учеников в первый день Воскресения Христова, подобным образом не присутствовал и при Успении и погребении Пресвятой Богородицы, но явился в Иеросалим только на третий день после произошедшего знаменательного события. Св. апостолы стали было укорять его, напоминая и о прежде бывшем упущении:
Когда воскрес Господь наш Исус Христос тридневно от гроба и явился ученикам Своим, ты не был с нами, и снова явился 2-ой раз в храме, и через 8 дней (Он) уверил тебя. И ныне во время преставления Пресвятой Богородицы где ты был?» Он же сказал: «Когда восхищен был на облаках, то увидел Святую Богородицу, грядущую во врата небесные с ликом ангельским, и дала мне пояс Свой (Лицевой летописный свод).
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Считается, что ап. Фома принял мученическую кончину либо в 68, либо в 72 году. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329-390 гг.), Амвросий Медиоланский (333-397 гг.), Иероним Стридонский (342-420 гг.), Павлин Ноланский (354-431 гг.) и другие. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
Почитание св. апостола Фомы
В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя. В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой, поскольку она приходится на первое воскресение после Великого Дня. Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» — «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.
Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.
Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.
Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.