25 февраля. Всех преподобных отцов и матерей, в подвиге просиявших.

25 февраля. Всех преподобных отцов и матерей, в подвиге просиявших.

В течение всего года в определенные дни отмечается память разных подвижников благочестия и аскетов, начиная от первых отцов-пустынников Египта и Палестины и до монахов недавнего времени.

В этот же день православные христиане чтят не только тех святых, чья память приходится на это число по календарю, но вообще всех преподобных иноков и монахов, живших в разных странах и несших свой духовный подвиг в различных местах.

Само наименование их лика святости, усвоенное им Церковью, говорит о том, что они, исполнив евангельский призыв Спасителя отвергнуться себя, оставить все и следовать за Ним (Мк. 8:34), уже при жизни своими трудами покаяния, постом, молитвой, сбросив с себя всякое бремя греха, с терпением проходили свои поприща, стремясь стать подобными Христу.

Святитель Тихон Задонский, объясняя значение слов «отвергнуться себя», писал: «Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, злонравному от злонравия своего отречься… так человек будет иной».

Среди поминаемых Церковью в этот день преподобных отцов и жен есть такие, чьи имена известны всем, кого еще при жизни называли Великими. Но есть и те, о которых знают мало, потому что в церковных хрониках и житиях о них содержится буквально по строчке. Одни из них скромно и кротко проводили свою жизнь в иноческих обителях, ведя постоянную внутреннюю духовную брань, незаметную для всех остальных, и лишь после смерти открывалась святость их жизни. Другие, наоборот – скитались и прятались от мира в пустынях, горах, ущельях, терпя недостатки, скорби, озлобления и преследования (Евр. 11:38). Были среди них и такие ревностные проповедники евангельского учения, которые не только примером своего жития, но и силой веры и слова покоряли огромное количество язычников. Например, святитель Нон, епископ Илиопольский, живший в V веке, сумел обратить 30 тысяч арабов в веру Христову. Силой своей ревностной молитвы он отвратил от распутства и наставил на путь спасения известную в те времена грешницу Пелагию Антиохийскую, ставшую святой. Раздав свое немалое имущество, добытое порочным путем, Пелагия, переодевшись в мужскую одежду, приняла иноческий постриг и много лет подвизалась в затворе на горе Елеонской. Достигнув высоких духовных высот, в своем бесстрастии она уподобилась Ангелам.

Примерно в это же время в Египетской пустыне спасалась и блаженная Сарра, которая в течение 13 лет терпела блудные бесовские искушения. Эта смиренная подвижница была настолько поглощена постоянной молитвой, что за 60 лет ни разу даже не обратила внимания на реку Нил, рядом с которой она жила. А сколько было среди чтимых в этот день преподобных тружеников Господних и аскетов, которые сами, как некогда праведный Иов, терпеливо страдали от тяжких недугов, но при этом исцеляли других. 

В этот день, когда совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявших светло, преподобно же поживших», Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига Великого поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых мужей и жен разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения.

Это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что происходит это незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает всем, а особенно, конечно, монахам поучиться у своих предшественников, у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное.

На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов и матерей, в подвиге поста и молитвы просиявших.



Использовались материалы статьи Валентины Новиковой (Чернышевой)

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее