26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника


5 07.04.16.jpg

Тропарь, глас 1
Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость; слава Венчавшему тя; слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4
На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне отче наш.

В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице прп. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

Св. Иоанн родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется 26 января по старому стилю. На 20 году жизни он постригся в иночество в Синайском монастыре. По смерти старца Мартирия, под руководством которого подвизался 19 лет, св. Иоанн удалился в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в строгом посте, молитве, уединении и безмолвии. Он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Вкушал он все, что дозволялось по иноческому обету, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Перед сном долго молился; много посвящал времени чтению душеспасительных книг. Но если во внешней жизни преподобный Иоанн действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души, то во внутренней духовной жизни он, «возгораемый божественной любовью», не хотел знать границ. Он особенно глубоко был проникнут чувством покаяния и источал обильные слезы, сокрушаясь о своих грехах. Вся жизнь его была непрестанная молитва и безмерная любовь к Богу. После 40 лет подвигов он сделался игуменом Синайской обители, но через 4 года снова удалился в уединение и мирно отошел ко Господу, 80 лет от роду.

Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но и другим оставил руководство для их духовной жизни, написав душеспасительное сочинение «Лествицу», где представил 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству. В «Лествице» описывается борьба подвижника благочестия с такими пороками и страстями (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и пр.), которые одинаково свойственны и иноку, и мирянину. Вместе с этим «Лествица» руководит к воспитанию добродетелей, обязательных для христиан (например, кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и пр.). Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, «Лествица» есть верное и надежное руководство к духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении души.

Слово в неделю четвертую Великого поста.
Великий Пост. Проповеди св. праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. "Дух немой и глухой", сказал Господь нечистому, "Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув, и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал". Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, "что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал". Это же сделалось и в тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал: "как давно это сделалось с ним? Тот сказал, что с детства, и прибавил, что демон много раз бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его"; и просил Господа сжалиться над ним и сыном, и помочь, если что может. Иисус сказал ему: "если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему". И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул: "верую, Господи, помоги моему неверию". Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему: "все возможно верующему", говорит Он. Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять. А как бессилен и жалок неверующий! Он и с собою совладеть не может, и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими. Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам, и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа: почему мы не могли изгнать его? Господь на это сказал им: "сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк 9,17-29). Вот и похвала от Господа посту и молитве. Вот евангельская основа поста. Отчего же именующие себя последователями Евангелия изгнали из общежития пост, как бы ненужный! Не оттого ли ныне у нас умножились страсти и беззакония и бесноватые разного рода, что некоторые из христиан разорвали союз с Церковью, и отвергли, как излишнее дело молитву и пост? И живут наподобие скотов бессловесных, водясь только похотями различными, а иные, в злобе своей, с пеной у рта, как истые бесноватые, устремились на всякие злодеяния: на убийства, самоубийства, поджоги, подкопы, взрывы и пр. Да, возлюбленные братья и сестры, подобные люди дошли до такого ужасного неистовства именно от неверия, невоздержания, нечистоты и от всех пагубных последствий этого неверия. Кроткая евангельская вера не проповедует убийств, цареубийств, подкопов и взрывов, - она говорит: всякая душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть, и что надо повиноваться им не по страху только, но и по совести (Рим 13,1.5), и повелевает молиться за царя и за всех, которые почтены властью, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим 2,2). Господи, просвети ослепленные злобой сердечные очи этих несчастных бесноватых нашего злополучного времени, восстающих на богопоставленные власти, да познают они, какую страшную бездну они изрывают сами под собой, в какую страшную адскую пропасть они готовы низвергнуться. В старые, дохристианские времена, некоторые несчастные из евреев возмутились было против установленных начальств, против Моисея и Аарона, укоряя их в мнимом властолюбии, только возроптали: и что же их постигло, какая казнь Божия? Земля разверзлась под ними, и живыми сошли они в ад с семействами своими; а другие, менее виновные, огнем, исшедшим из храма, были спалены (Числ 16,1-35). Вот сколь тяжкий грех - мятеж против начальства. Что же ожидает наших нигилистов, какой суд Божий? Тем ужаснейший, чем большие дары Божии они попрали. Ибо кто наши нигилисты и террористы? Крещеные люди, христиане доходят до такого неистовства, до таких убийств и самоубийств, до таких сатанинских злодеяний! О, зачем родились они на свет? Зачем они не погибли в утробе материнской? Лучше бы им не родиться. Так неблагодарно, так злобно, так безумно попирать дары Божии: благодать крещения, миропомазания, причащения тела и крови Господа - это поистине ужасно! О, злополучные родители таких детей! Какой позор они должны перенести! 

Братья и сестры! Будем всем сердцем держаться веры и Церкви Божией, этого единственного спасительного ковчега, спасающего от всемирного огненного потопа, который постигнет в свое время всех беззаконных. Будем держаться священных установлений Церкви, ведущих нас к спасению, будем содержать неизменно посты и молитвы и усердствовать к службе Божией. Диавол, враг нашего спасения не дремлет, но как рыкающий лев ходит около нас, ища кого поглотить (1Петр 5,8), и сколь многих поглотил! Пост и молитва с усердием, со смирением, с верой и любовью - сильное оружие против диавола и против всех страстей воюющих в нас. Аминь. 


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее