30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых.

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся, «стяжая Духа Святого», по словам прп. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать что святые безгрешны.

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.


КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ СО СВЯТЫМИ?

Проповедь митрополита Арсения в Неделю Всех святых
Святогорская Лавра

Как святые стали святыми? Почему раньше на кладбищах строили именно храмы в честь Всех святых? Что нам скажут угодники Божии? Предлагаем к прочтению фрагменты проповеди наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения, которую он произнёс в Неделю Всех святых, 14 июня 2020 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Нынешний день, братья и сестры, особый. Им как бы завершаются праздники, которые начались Праздником праздников и Торжеством торжеств — Пасхой Христовой. Мы отмечали Пасху Христову, 40 дней друг друга приветствовали словами «Христос Воскресе!». Мы Вознесение Господне торжествовали, радуясь о словах Христовых «Не оставлю вас сирых, прииду к вам…» (Ин. 14:18). Мы праздновали, братья и сестры, День Святой Троицы и Сошествие Святого Духа.

А сегодня Церковь как бы показывает плод и Воскресения Христова, и Его восшествие на небеса с плотию, и действия Духа Святого в людях — святых угодников Божиих, воссиявших в Церкви Христовой от века. Не просто в мире, а в Церкви воссияли они — через жития всех святых красной нитью проходит то, что все они были людьми церковными.

Величие и значимость этого праздника Всех святых можно объяснить таким простым примером. Спрошу у вас: велик ли праздник пророка Божия Илии для каждого из вас как верующего человека? А Николая Чудотворца? А Пантелеимона Целителя? А Трёх святителей? И так можно перечислять угодников Божиих — и каждый из вас будет говорить: «Конечно, праздник велик. Этот угодник дорог моему верующему сердцу». Так можете себе представить, что сегодня всех их память празднуется вместе?!

Часто мы по-человечески рассуждаем: тот угодник Божий великий, а этот местночтимый, не такой уж и значимый… К какому-то угоднику мы много и часто обращаемся в молитве, а о каком-то забываем или, может быть, и не слышали. Сегодня Господь объединяет угодников Своих всех вместе и этим показывает значимость для нас каждого из них.

Почему этот праздник особо близок нам? Каждый из нас был крещён с именем того или иного угодника Божия. Но мы не просто носим его имя — мы, братья и сестры, живём под молитвенным покровом этого угодника. Он вместе с нашим Ангелом Хранителем день и ночь молится за нас пред Престолом Божьим. Не даром дни памяти наших святых называют днём ангела — они поистине ангелы земные и человецы небесные, которые предстательствуют за нас, своим чистым житием показывают нам пример, как жить, и направляют нас на путь спасения.

Высокое звание «христианин»

Вот в чём ещё, братья и сестры, особенность нынешнего праздника. Заметьте: сегодня Господь не разделяет святых угодников, как мы по-человечески, бывает, разделяем людей. Мы считаем: то архиерей, а вот это священники — с них и спрос особый, а мы миряне, нам можно и погрешить, потому что все так живут… Запомните: у Бога нету — архиерей, священник, монах, мирянин… У Бога одно — христианин. Евангелие для всех одинаково! Заповеди для всех одни и те же. Духовник один и тот же у всех — это Христос. Просто каждый из нас выбирает тот образ жизни, который для него удобен. По своей воле мы выбираем то ли мирское звание и семейную жизнь, то ли монашество. С согласия самого человека и благословением Церкви он поставляется в священный сан. Конечно, сан — это величайшая ответственность, но немалая ответственность и у звания «христианин», которое все мы восприняли в таинстве Крещения и в таинстве Миропомазания, когда через помазание миром с произнесением слов священником «Печать дара Духа Святаго» мы были запечатлены дарами Святого Духа. И то, как мы будем дары Духа Святого жизнью своей распечатывать и являть миру — зависит лично от каждого из нас.

Нет у Бога и неравенства между мужеским полом и женским.

Нынешним праздником Всех святых Господь показывает, что Он любит всех людей и все для Него значимы. И в каком бы чине, звании, достоинстве угодник Божий не был — он дорог Богу как Его друг. Ведь Господь сказал в Евангелии: «Друзи Мои есте» (Ин. 15:14), — и в другом месте Он обращается к апостолам — а в их лице и к каждому из нас — так: «Чадца!» (Ин. 13:33), — то есть «детки», этим показывая Свою любовь к каждому из нас, братья и сестры!

«Молитесь к нам. У нас, у святых, безработица»

Святые угодники ждут нашей молитвы. Однажды святитель Нектарий Эгинский, явившись одному верующему, сказал: «Почему вы не молитесь святым? Почему вы не просите нас о молитвах? У нас, у святых, на небе безработица. Никто не просит наших молитв!» Подумайте: угодник Божий с каким сердечным надрывом обращается к нам, говоря, что у святых на небесах безработица!

Мы часто спрашиваем друг у друга и у священников: «Что же будет дальше?» — и мыслим лишь в горизонтальной плоскости, только в земных реалиях смотрим на настоящую жизнь. Для нас важно, что сказал тот или иной политик, что написал или сказал тот или иной журналист, мы делаем выводы о тех или иных произошедших в мире событиях… И так мысля, мы впадаем в уныние, пессимизм и даже в отчаяние впадаем…

Но братья и сестры! Есть ещё и вертикаль жизни, на вершине которой — Бог, в Троице славимый, Божия Матерь и Иоанн Предтеча, молящиеся у престола Божия, ангелы Божии, которые нисходят на землю и восходят на небо, чтобы служить роду человеческому, и множество угодников Божиих, которые молятся за нас — несомненно, молятся! Потому что мы ведь ещё и сродники святым угодникам Божьим, родственники по плоти от Адама и Евы. У нас общий святой предок — Ной праведный, который спасся с семейством своим в ковчеге. Также мы, братья и сестры, не знаем, кто из более близких нам по времени предков является предстателем и молитвенником за род наш и чьими молитвами мы сегодня в церкви стоим…

Почему традиционно было принято на кладбищах ставить храмы в честь Всех святых? Потому что на кладбищах погребены множество православных христиан. И мы не знаем, сколько из них имеет особое дерзновение пред Богом и ревностно молится за нас.

<…>

Так, на нашем огромном братском кладбище, которое в 1950-е годы, в безбожное время, разравняли бульдозером, тракторами, когда-то был погребён и преподобный Феофил, Христа ради юродивый, … и множество братии святой обители.

Святые — прилежные ученики

Множество угодников, сонмы святых молятся за нас. … И каждый из нас, братья и сестры, в своём звании находясь, — будь то архиерей, будь то священник, будь то монах, будь то мирянин — да выберет себе угодника Божия — то ли того, чьё имя носит, то ли особо почитаемого — и, вдумываясь и вчитываясь в его житие, старается подражать ему, старается быть его последователем и стяжать его молитвы.

Это очень важно для каждого из нас — по-живому воспринимать жития святых. Да, мы читаем Евангелие. Как говорят святые отцы, когда мы молимся — это мы разговариваем с Богом, когда читаем Евангелие — это Бог разговаривает с нами. Но как в школе, хоть учитель разговаривает со всеми, но каждый воспринимает науку по-разному: кто-то с вниманием и с усердием и хорошо учится, а кому-то в тягость было идти на урок и не особо он воспринимает эту науку, и потом с успеваемостью у него не так хорошо бывает, — точно так же и у нас в жизни происходит, братья и сестры, в слушании Бога.

Святые угодники внимали слову Божьему и старались его воплотить в своей жизни. Они воспринимали то, что слышали и что читали как руководство в жизни. Преподобный Паисий Афонский сказал, что Евангелие и заповеди Божии — правила техники безопасности для человека. Так вот, братья и сестры, святые воспринимали слово Божие по-живому, и недаром жития святых называют практическим Евангелием.

Мы видим в житиях и воинов, и священников, и людей мирских, и пустынников — и все они воплотили слова евангельские в своей жизни. И не всегда это были с юности целомудренные и праведные люди. Подчас это были грешники, как преподобная Мария Египетская, как преподобный Моисей Мурин — разбойник, которого боялась вся округа, благоразумный разбойник, который во едином часе сподобился рая за своё покаяние и за то, что единственный оправдал Христа перед безумствующей толпой. Святые угодники Божии по-разному приходили к Богу…

Естественная добродетель

И у каждого из нас, братья и сестры, жизнь по-разному будет протекать. Как говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти». А нашу современную жизнь прожить — это, пожалуй, значит перейти минное поле — нужно особенно внимательным быть к своей душе и вовремя замечать то, что в ней не Божие, и нести это на исповедь, жаловаться на самого себя Богу. А то, что Божие, замечаем — то ли в примерах других людей, то ли в своей жизни — стараться не просто приобретать, а стараться его неоднократно повторять, чтобы эта добродетель стала для нас естественной.

Я вспоминаю старшее поколение людей, которые, живя в миру, стяжали добродетели, достойные и людей монашеского звания… Они были очень нестяжательны, умели довольствоваться малым, они были очень терпеливы и немногословны. Они трудолюбивы были даже до изнеможения, но на слова, что, может, стоит отдохнуть моя бабушка отвечала: «На том свете отдохну, если в этом заработаю». При всём этом они молитвенники были — за множеством трудов своих и попечений не забывали Бога и Церковь, молиться не забывали и хранили душу свою от греха. И то, что у нас сегодня считается нормой жизни, для них это являлось мерзким и неприемлемым.

Наверное, добродетель недавнего поколения заразила и нас добродетелью, так что и мы потянулись к Богу как к Свету невечернему и постарались хоть чуть-чуть быть похожими не то что на святых — хотя бы чуть-чуть быть похожими на наших дедушек и бабушек, на наших родителей… Их добродетель разбудила жажду добродетели в нашей душе. Вот эту жажду добродетели старайтесь в своей душе, братья и сестры, оживлять. И старайтесь просить угодников Божьих о помощи.

Как нужно молиться в храме

Стоя в храме, старайтесь с живым сердцем, живым умом обращаться к Богу, Который здесь присутствует по неложному Своему обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18 : 20). Поймите, как важно собрать душу воедино и все силы — разум, чувства сердечные — направить к Богу криком о помощи, о заступничестве.

И не только за себя мы молимся — христианин подражает Богу и святым угодникам Божьим в любви. А любовь всеобъемлюща, у неё нет чужой боли и нет чужой радости. Чужая радость — ей радость, чужая боль и страдания — и ей боль и страдания. Почему мы и молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех», — вроде я один Богу молюсь, но при этом говорю от лица всех, как бы простирая молитву и на всех православных христиан.

Почему мы, братья и сестры, и поём «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — не «помилуй мя», а «помилуй нас». Почему и запевы на молебнах такие: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» То есть не только за себя молюсь, но за всех, потому что любовь к Богу и любовь к Его творению — а любящий Бога любит и Его творение — побуждает нас молиться за весь мир и за всех, кто нуждается в помощи Божией.

И святые угодники Божии с таким чувством любви перешли в вечность, к Богу. А как говорят святые отцы: если здесь, на земле, человек стяжал добродетели и перешёл в Царство Небесное, он не остаётся таким, как был. Он совершенствуется по слову Господню: «Будьте совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5 : 48), — то есть совершенствование — процесс бесконечный. И вот святые Божии, находясь в вечности, совершенствуются, восходят от силы в силу. Потому мы, братья и сестры, понимаем, что если они здесь любили, то там во много раз более нас любят; если они здесь нам помогали своими молитвами, то там они сугубо своими молитвами помогают всем нам.

Готовимся к встрече со святыми

Старайтесь, братья и сестры, отрешиться от мира греховного, как сумели угодники Божии. Ведь они встретят нас в Царстве Небесном, и стыдно нам будет, если мы не жили по воле Божией, по заповедям Божьим. Ведь святые спросят нас: «Разве вы Евангелие не читали, разве для вас была закрыта эта книга? Разве вы не слышали слов евангельских и слов молитв на службах церковных?»

Угодники Божии скажут нам: «И мы жили, как вы, на земле. И подчас непростой жизнью жили. И мы были людьми, подобострастными вам, терпели страсти и борения в этом мире и подчас переступали через такого своего греховного человека (!), но мы просыпались, как тот блудный сын, и с покаянием шли к Небесному Отцу, Который стремился к нам навстречу, распростирая любящие объятия!»

Мы встретимся и со святыми, и с нашими сотрудниками по плоти. И жизнь наша сегодня на земле должна быть наполнена смыслом. Мы не должны бессмысленно, махая рукой на всё и по течению пускаясь, безвольно и без всякого разума и рассудительности проживать эту жизнь.

Помоги, Господи, братья и сестры, нам не только молиться святым, но и стараться иметь их учителями в своей жизни, примерами для подражания в своём житии. Они так нужны нам, эти добрые примеры — чтобы то добро, которое в нас есть, та искорка добра, которая ещё не затухла, возгорелось в пламя огненное божественной благодати, и оно попалило бы в душе нашей всякую скверну!

«Молитесь друг за друга»

С покаянием, со смирением, как Мария Египетская или как пророк Илия в пустыне, будем и мы стоять в пустыне сего храма: вот я, Господи, пред Тобою, а вот — Ты предо мною с сонмом угодников Своих.

И от всего сердца постарайтесь помолиться. Не только за свою душу. Апостол сказал: «Молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5 : 16), — не сказал: «Святые за грешных молитесь», — но: «Молитесь друг за друга».

Мы все грешники и, кажется, недостойны быть услышанными Богом. Но Бог слышит нас, потому что любит нас. Любовь не может не слышать. Любовь не может не ответить. Любовь не может не сострадать и не болезновать о нашем состоянии. Поэтому Господь через апостола и призывает всех нас к молитве — не только святых, а всех: «Молитесь друг за друга, яко да исцелеете».

Помоги, Господи, всем нам исцелиться от безумства греховного. Это воистину безумие — то, что творит человек. Потому что каждый из нас в совести своей знает, что хорошо, а что плохо. Но часто мы переступаем голос совести и творим что попало, и потом совесть подчас до смерти обличает, и мы на смертном одре, бывает, приносим покаяние. Но не отлагайте покаяние, потому что «смерть грешников люта» (Пс. 33 : 22). А у праведников смерть — это успение, как у Божией Матери. Они всю жизнь жили с Богом, и, умирая, к Богу, к Которому всю жизнь стремились, возвращаются.

Дай, Боже, это здравое стремление иметь и каждому из нас. Аминь.

Сайт первоисточника http://svlavra.church.ua/

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее