4 октября - обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского

4 октября - обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского

02.jpg

Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 года в местечке Макарово недалеко от Киева. Родители его были глубоко преданы Православной Церкви. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук.
В 1668 году Даниил принял монашество с именем Димитрий — в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Вскоре Димитрий был рукоположен в иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем).
Несколько лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максаковской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.
Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четьих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для иеромонаха, а затем святителя Димитрия делом всей его жизни — с 1684 по 1705 год. Составление Четьих-Миней требовало от иеромонаха Димитрия величайшего напряжения сил. Он обратился к широкому кругу источников, занимался исследованием и анализом их, закладывая тем самым фундамент отечественной научной агиографии.
Считая издание житий святых первостепенной задачей, иеромонах Димитрий одновременно строго исполнял другие церковные послушания, являясь поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск. Но через некоторое время, учитывая важность научного труда и слабое здоровье святителя, император отменил свой указ, и вскоре святитель Димитрий получил назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл в 1702 году.
Святитель Димитрий углубил и расширил поле своей деятельности. Он продолжал составление Четьи-Миней, используя новые источники. Он положил много забот в дело образования в своей епархии, укрепляя единство Русской Православной Церкви, нарушившееся старообрядческим расколом. В аскетических творениях выдающегося иерарха, а также в его проповедях видится благодатный и мужественный подвижник — покровитель богословской науки.
Кроме Житий святых, ему принадлежат следующие труды:
«Руно орошенное, или Сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Богоматери» (1680)
«Розыск о раскольничьей брынской вере»
посвящено полемике со старообрядцами и сектантами (1709; при жизни святителя рассылался в списках; издан в 1745)
«Поучительные слова»
«Диариум» (дневник)
«Алфавит духовный»
«Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении»
Религиозные стихотворения
Шесть драматических мистерий. Самая известная «Рождественская» , (в 1980-е годы вошла в репертуар современного российского театра как Ростовское действо ); «Успенская драма» была написана, по мнению исследователей, на Украине в конце XVII в для исполнения монахами и писцами в монастыре.
«Краткий катехизис»
«Келейная летопись»
«Летопись царей и патриархов».
Святитель Димитрий скончался пятидесяти семи лет от роду 28 октября (10 ноября) 1709 года. Погребение святителя состоялось 25 ноября (8 декабря) в Зачатьевском соборе в Яковлевском Ростовском монастыре. Более сорока лет тело святителя Димитрия почивало под спудом. В 1752 году над могилой святителя в соборе осел чугунный пол. В ходе ремонта были обретены его нетленные мощи. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) (прославленный в 2000 году как священномученик) приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб.
Через несколько лет, в 1757 году, после проверки нетленности мощей и произошедших от них исцелений, состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых. Свт. Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Тетрадь, заведенная митрополитом Арсением, и ведшаяся десять лет паломниками, содержит записи более двухсот исцелений, произошедших у гробницы святого.
В 1763 году мощи свт. Димитрия были переложены в новую серебряную раку.
На торжествах по этому случаю присутствовала императрица Екатерина II. Когда разбирали ветхий пол Зачатьевского собора, под ним обнаружили гроб святого с нетленными мощами. Освидетельствование мощей и прославление святителя Димитрия Ростовского в лике святых совершилось 21 сентября (4 октября) 1757 года.
Ныне мощи святителя покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре в Ростове Великом.

04.jpg 

«Се покой мой, зде вселюся в век века» – пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь.

01.jpg

Эту обитель ростовский владыка избрал местом своего погребения, а она впоследствии стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом российском святом нового времени. 

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее