Κак преодолеть препятствия на пути к духовной жизни

Κак преодолеть препятствия на пути к духовной жизни

stctEvxyknA.jpg


Те, кто отверзают свое сердце для слова Божия и хранят его внутри себя ревностно и смиренно, становятся причастниками Божественной жизни, распространяя сияние вокруг, как светила в мире (см.: Флп. 2:15).

Такими были святые отцы нашей Церкви. Их советы переживают века, и они бесценны в нашу неустойчивую и не ладящую с собой эпоху. Только святые отцы действительно могут дать благодатно светлые ответы на непростые и запутанные вопросы современности.


 Почтение к человеку
I
Почтение к человеку, нельзя не признать, в наше время выхолощено из жизни. Личность человека исчезает среди гнетущего душу потока развлечений. Знойный ветер материализма опаляет крылья человеческой души и иссушает внутренний мир человека, не давая даже взглянуть на небо. Бульдозер технического господства неумолимо катится, сужая горизонты восприятия и прибивая человека к земле. В мире, в котором господствует материалистическое восприятие жизни, человек утрачивает свою изначальную сущность. Он превращается в плоть, придаток к машине, экономическую единицу, предмет эксплуатации.

Печально, что в наш просвещеннейший век образованные люди, получившие дипломы и занявшие должности, и даже целые культурные народы проявляют бесчеловечность по отношению к другому человеку и часто оказываются жестокими. He будет преувеличением сказать, что кризис нашей культуры в конечном счете есть кризис личности. Итак, нужно исследовать глубочайшую причину нынешних бедствий.

Человек – это неповторимая личность. Достоинство его бесценно. Христианское учение о человеке не перестает нас восхищать. Отцы Церкви проникновенно, употребляя превосходную степень, говорят, как Бог почтил и чтит человека. Мы удивимся необозримому возвышению человека, открытому словом Божиим. Заглянув в святоотеческие книги, мы в точности поймем, сколь беззаветное почтение мы должны оказывать человеку. Ведь каждый человек – наш ближний, наш со-человек.

Достоинство, дарованное Богом человеку, прежде всего было явлено самим событием творения. В повествовании о сотворении мира глагол «сотворил» употреблен только по отношению к человеку. О других творениях говорится, что они «родились», «возникли», «произведены». По толкованию святых отцов, тем самым Писание свидетельствует об особом почтении, которое Бог оказал человеку. Как отмечает свт. Иоанн Златоуст, слово «сотворил» подразумевает замысел и волю. Бог не нуждался в том, чтобы сначала что-то задумать, а потом сделать, потому что Он творит Своим словом. Поэтому выражение «сотворил» говорит не о Боге, но о человеке. Оно говорит о том, что человек при самом своем создании был облечен особой честью.

В отличие от всех прочих созданий, возникших в дни творения, человек единственный был непосредственно изваян дланями Божиими. Вот на какую высоту поставил Бог человека, дополняет свт. Иоанна Златоуста свт. Григорий Богослов. Даже время создания человека говорит о его неоспоримом достоинстве и особом месте в мире. Как сказал свт. Григорий, сначала нужно было построить царские палаты, а потом ввести в них человека – царя всего творения.

Мы даже не можем постичь, каким особым образом Бог почтил человека. Но этот почет, оказанный человеку, объясняет нам, в чем состоит цель человеческой жизни. Бог, как мы помним из слов Писания, изваял человека no образу Своему и no подобию. Само создание по образу Божию, подчеркивает свт. Василий Великий, ставит человека над всеми творениями, «над небом, над солнцем, над хороводами звезд», ибо все эти вещи бездушны и материальны. В них нет Божественной искры разума, нет словесного начала, нет свободы. Способностью двигаться по собственному выбору они не наделены, но они суть «рабы непреложных законов». Но и сотворение «по подобию» дарует человеку способность достичь высочайшего совершенства в уподоблении Богу как Первообразу, если по велению природы соблюдать волю Божию. Человек так изваян Богом, что «он почтеннее всего видимого», завершен и совершенен, разумен и свободен, начальник, господин и царь всего творения. Он более почтен, чем даже Ангелы, объясняет нам прп. Макарий Египетский. «Невероятно велико достоинство человека».

Но самая великая почесть из оказанных человеку уже падшему – это вочеловечение Спасителя. Бог стал человеком, чтобы человек достиг обожения. Бог настолько возлюбил человека, что даже кровь Свою пролил на кресте ради забвения наших грехов. Свт. Василий Великий громогласно призывает: «Если ты, человек, забыл по причине грехопадения, какой честью от Бога ты был облечен при сотворении, то вспомни выкуп, отданный Богом за тебя только ради того, чтобы ты опять был с Богом. Знай цену себе – ты выкуплен неоценимой кровью Христовой».

Вся земная жизнь Господа, все Его общение с людьми, все дивные деяния овеяны благоуханием почтительности к человеку, внимания, благородства. Христос принимал всех: немощных, нищих, отвергнутых, оскорбленных. Он беседовал с самарянкой, блудницей, разбойником, отрекшимся от Него Петром и предателем Иудой. Он без стеснения называл грешников Своими братьями. Душу любого человека Он именовал величайшей драгоценностью: Что даст человек выкупом за душу свою? (см.: Мф. 16:26).

Когда человек принимает святое крещение и вступает в Церковь, то получает особые почетные звания. Он становится членом таинственного Тела Христова. Он удостаивается принять Бога внутрь себя, и душа его делается жертвенником и евхаристической чашей. Человек превращается в обитель Святого Духа. Поистине изнемогает мысль человеческая, рассматривая, как малый и немощный человек достигает столь высокой чести, что в нем всецело начинает обитать Святая Троица.

To же самое почтение к человеку высказывает и церковное богослужение. Священник во время службы кадит не только образ Христа, Пресвятой Богородицы и святых, но и всех верных, почитая тем самым живой образ Божий в каждом человеке. И в час отпевания священник возжигает свечи перед телом умершего, ибо «он есть образ неизреченной славы Божией», какие бы грехи он ни совершил. Вот как высоко возносит Бог человека. И как мы унижаем себя своими грехами! «Воззри на свое величие, о человек», – напоминает нам и сегодня прп. Макарий Египетский.

II
Итак, кризис нашей культуры в конечном счете есть кризис личности. Вот первопричина нынешних бедствий. Но Бог указал нам спасительный путь и словом, и примером. Бог вознес человека на небывалую высоту. Он почтил человека славой и воздвиг над всем творением. Мы убедились в этом, когда говорили о сотворении человека, о вочеловечении Господа, о возникновении Церкви и о ее благодатных деяниях.

Если мы продолжим нашу речь, то уверимся, что величайшим почтением к человеку обладали и святые нашей Церкви. Угодившие Богу люди, явившие святость своего жития, питали беспредельное почтение ко всем людям, которых встречали. Их духовный опыт поражает нас и воодушевляет. Представим здесь только несколько золотых чешуек из неистощимого духовного прииска святости.

«Взирай на всякого человека, как на второго Бога», – говорят духовные учители. Прп. Евагрий пишет: «Блажен монах, который смотрит на каждого человека с тем же почтением, что и на Бога». И авва Аполлос советует своим ученикам: «Следует совершать поклоны перед приходящими к вам братьями. Ибо мы не им, но Богу поклоняемся. Взирая на брата своего, ты видишь Господа Бога своего». В том же смысле и том же духе изрек прп. Исаак Сирин: «Понуждай себя при встрече с ближним выказывать ему чрезмерное почтение. Облобызай ему руки и удерживай их часто с великим почтением, и возложи его ладони на очи себе, и воздай ему хвалу. А когда он уйдет от тебя, говори о нем только самое благое и только почтительные слова. Это отношение пусть всегда остается с тобой, благоуветливое и почтительное ко всем».

И великие духовные руководители России, старцы, встречали людей с тем же чувством благоговения. Как только они видели, что к ним приближается человек, они становились перед ним на колени. Прп. Серафим Саровский приветствовал всякого встречного словами «радость моя». Он видел, что навстречу идет Сам Бог, и показывал любовь к человеку любого сословия, с радостью приветствуя его появление. Достойным будет посмотреть, как выражал ту же любовь к каждому человеку и святой новой Греции, апостол современных греков равноап. Косма Этолийский. В одно из своих путешествий он обращался к сельским жителям: «Я посмотрел на вас и увидел, что вы, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Бога нашего, не были неверными, нечестивыми, еретиками или безбожниками. Вы благочестивые православные христиане, сыны и дочери Христа, Бога нашего. И я недостоин не только вас учить, но даже ноги ваши лобызать. Ибо всякий из вас ценнее целого мира» (Поучение первое). В почтительном звучании этих слов невозможно заподозрить никакой условности и нарочитости. Такое искреннее почтение к людям вызревает в самой сердцевине человеческого существа, жаждущего жить Христовой жизнью.

Сам Господь предначертал нам путь, по которому вслед за Ним идет Церковь с ликами святых. Только таким путем человечность сможет вернуться в наш постылый быт. Сердечное почтение к личности другого человека – наша высочайшая духовная обязанность, долг любви к ближнему. Мы должны принимать нашего ближнего, даже если это угрожает какими-то трудностями, даже если от нас потребуется приложить некоторые усилия. Вирус греха поражает в нас самую мысль о почтительности. Мы должны опознавать греховную заразу и сразу истреблять ее. Назовем только самые заметные из греховных «вирусов».

1) Презрительность. Презрительностью называется невольное чувство превосходства над другими людьми, безрассудно полагающееся на наше внешнее благополучие или внутреннюю самооценку. Многое возомнив о себе, мы принижаем другого, говорим о нем пренебрежительно, судим его со всей строгостью, выносим ему упреки. Но презрение попирает ближнего и отрицает всю ценность человеческого бытия. «И ты считаешь для себя оправданным, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – презирать того, кого Сам Бог зрит «важнейшим», чем весь мир? Того, кого Сам Бог усаживает, как равный равного, на Господней вечере Божественной Евхаристии?»

2) Безразличие к положению другого человека, к его затруднениям и нуждам. Фраза «ко мне это не относится, это твои трудности, мне бы с собой управиться» убивает всякую почтительность.

3) Предвзятость и мелочность. Мы судим о другом человеке по себе. Критерии суда оказываются внешними и мирскими: как он одет, сколь богат, какую должность занимает, как к нам относится, какое впечатление производит. «Если ты увидишь одноглазого, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – не раздумывай о нем в сердце своем, но принимай его как здорового. Увечного принимай как сильного, хромого – как стройного, расслабленного – как бодрого. Это и есть чистота сердечная, что ты воззришь на грешников или больных и проявишь сострадательную милость к ним».

4) Насмешка и издевательство. «Послушай, – пишет прп. Ефрем Сирин, – мудрейшего Соломона, который говорит: «Кто осмеивает человека, раздражает Создателя его». Ведь унизив человека, ты высказал упрек его Создателю». Смех над живым образом Божиим не может не относиться и к Первообразу. Микробы злобы и равнодушия зарождаются и подпитываются в одном очаге – обычном эгоизме.

Бог да поможет нам умертвить этих микробов эгоизма, засевших в нас, и тогда наше душевное отношение к другим будет дышать чувством глубочайшего почтения. «Сделай, Господи, что когда проходят другие люди мимо меня, чтобы я ощущал, что проходишь Ты. Когда я вхожу в вагон поезда, все мне незнакомы; сделай, Господи, чтобы рухнула разделяющая нас стена. Твое присутствие нас объединит. В уставших фигурах, напряженных позах, подвижных чертах лица, непорочных детских лицах непременно научи меня, Христе мой, видеть Тебя». Это глубокое чувство почтения к людям не может быть выражено иначе, как в наших движениях, в выражении лица, в теплоте наших слов, в тихом и пристойном благородстве, которое не вырождается в слащавость и смехотворное угодничество. Тогда почтение ляжет в основу нашего существования и привлечет Божие благословение.

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ВУТИРАС)

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhizn-vo-hriste-po-opytu-svjatyh-ottsov/#0_32

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее