Доклад настоятельницы Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря игумении Феофании (Проценко)

Доклад настоятельницы Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря игумении Феофании (Проценко)

IMG_0205.JPG


ДОКЛАД

«ПОЧИТАНИЕ В СЕЗЕНОВСКОЙ ОБИТЕЛИ ЕЕ УСТРОИТЕЛЕЙ - ПРЕПОДОБНЫХ ЗАТВОРНИКА ИОАННА

СТАРИЦЫ ДАРИИ И ИГУМЕНИИ СЕРАФИМЫ»

    

 

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, уважаемые отцы, матушки игумении, братия и сестры!

 

Важнейшими критериями, которыми во все времена руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых,   являлись:

-      православие безукоризненное;

-      добродетельная жизнь в сочетании с готовностью стоять за веру даже до крови;

-      проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес как при жизни, так и по смерти подвижника по его молитвам или от честных его останков – мощей.

-      народное почитание;

 

Все эти проявления подлинной освященности, святости праведника можно увидеть в жизнеописаниях Сезеновских подвижников - преподобных Затворника Иоанна, старицы Дарии и игумении Серафимы. Их добродетельная жизнь была засвидетельствована еще современниками.

 

1.Свидетельства святой жизни Сезеновских подвижников.

Иоанн Быков, будущий затворник Сезеновский,с детства отличавшийся тихостью, незлобием, и прилежанием к молитве, в 15 лет принял на себя духовный подвиг юродства Христа ради, за что терпел насмешки, побои, заточения и многие скорби. Но ничто не могло поколебать его твердую веру и желание угождать Богу.   Посещая святые русские места – Киев, Почаев, Воронеж, Задонск, Саров, подвизаясь не по летам, он был для всех образцом терпения, смирения и послушания. Ходя летом и зимой босым, в ветхом разодранном рубище, покровом юродства он скрывал свои тайные подвиги. Некоторые из иноков познавали в нём истинного раба Божия и почитали его, черпая уроки мудрости духовной в отрывочных и вроде бы малопонятных речах.[см. 1, с.16].

Один из священников того времени Герасим Семенович Перцов, зная жизнь Иоанна, сказал про него, что он «велик человек»[2,c.25]. Старец Иларион Троекуровский отзывался о нем с большим уважением, говоря «Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить: он старее меня» [там же с.27].

Бог премудро устаивая пути человека, чрез чудесное явление Сезеновскому помещику Несвицкому указал прп. Иоанну новый подвиг – затворнический. На 27 году жизни прп. Иоанн,затворясь в тесном темном помещении,стал проводить отшельническую жизнь в строгом посте и молитве. Всего жития его в затворе было 22 года.

«Нелегкие телесные труды…усугублял он постоянно носимыми веригами в восемнадцать фунтов (7,5 кг), железными башмаками, обтянутыми сукном и тяжелыми чугунными четками с крестом [2,с.52].

Иоанн имел дар прозорливости, многих исцелял от телесных и душевных недугов. Например, в житии его сказано об исцелении от расслабления (паралича) ног 4-х летнего сына лебедянского купца К. Ангелова; [2,с.67] исцелении умирающего князя Несвицкого от ран, нанесенных ему топором [3,с.22].

«Слава о затворнике и его подвигах разнеслась далеко по окрестностям, и к дверям его безмолвной кельи стали собираться толпы народа»[2, с.43].Посещал подвижника и Александр Михайлович Гренков (будущий преподобный Амвросий Оптинский).

Благочестивые старицы и девицы, стали строить себе келейки близ кельи затворника, чтобы жить под его духовным руководством. Так постепенно закладывалось начало монастыря, о созидании и будущей славе коего не раз пророчествовал блаженный Иоанн. Он предсказывал: «Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь… Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев. Будут у нас священники из дворян…[3,с.41].Здесь будет стоять монастырь, но потом его разрушат» [там же с.89].Все эти его предсказания в точности сбылись.

Погребение затворника – еще одно свидетельство всеобщего народного почитания праведника. Предвидя свою кончину, незадолго до смерти, Иоанн сказал мещанину Алексею Красинскому, указывая на деревья, росшие во дворе: «Жаль мне, Алексей, этих деревьев, их всех потопчут: скоро здесь будет тьма народу»[3,с.55]. Это предсказание полностью сбылось. Деревья были потоптаны и даже забор снесен множеством народа, стекшегося ко гробу почившего затворника. 28 дней, пришлось ожидать от Преосвященного епископа Тамбовского разрешения похоронить тело подвижника, согласно его завещанию в приготовленном им склепе. Оставаясь не погребенным почти месяц, оно не источало никакого запаха тления, но напротив, все явным образом ощущали благоухание от него.

«Одержимые недугами, видя во время литургии, что на лице покойного выступил пот, отирали его своими платками, и, прикладывая к больным местам, получали исцеление. При провожании тела его к могиле, тысячи стремились, прикоснуться к нему, и многие больные и бесноватые возвратились в этот день в дома свои здоровыми, славя Бога и благодарно поминая почившаго.» [1, с.49].С этого времени могила затворника стала местом паломничества для многих.

Подобно Затворнику Иоанну, добродетельною жизнью прославилась и старица Дария «присная» его ученица, первая поселившаяся подле келии подвижника и в течении десяти лет бывшая его послушницею.Следуя его советам, утверждаясь в вере и терпении, она настолько приготовила себя, что после смерти затворника вполне исполнила его поручение, устроила, совершенно без всяких материальных средств женскую обитель. Заботясь о строительстве и устроении духовной жизни сестер, старица Дария в то же время совершала подвиги поста и молитвы.

Многие, чтобы только видеть Дарию, слушать ее мудрые беседы, дожидались по несколько дней. Не лишена была старица и дара прозорливости.

Так же и жизнь Евфимии Моргачевой, будущей игумении Сезеновской обители Серафимы поистине является образцом христианской добродетели.

Еще проводя жизнь в миру, она затворилась в келии, выходя лишь в храм на богослужение, да в Сезеново к затворнику Иоанну для духовных наставлений. Посещала она и хижины бедняков, где случался покойник, для чтения по нему псалтири, а по ночам тайно помогала односельчанам жать хлеб на пашне. Затворник Иоанн предсказал ей великое назначение быть начальницей в его обители. Заботы по устроению монастыря игумения Серафима соединяла с постническими трудами, и умной молитвой. Многие стали свидетелями ее прозорливости и получали помощь по ее молитвам.

 

2. Дореволюционное почитание Сезеновских подвижников

О всеобщем почитании затворника Сезеновского Иоанна, свидетельствует воздвигнутый на месте его подвигов величественный монастырь, носящий его имя и привлекший под свой кров несколько сот насельниц.

Составитель «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» Священник Георгий Хитров при описании Казанской церкви Сезеновского монастыря, построенной за 3 года по пророчеству и благословению старца[6,с.269] пишет: «Могущественно благочестие! Бедный, безвестный труженик, богомолец Иоанн едва успел сойти в могилу, как уже при ней воздвигнут ему памятник в описываемой церкви в которой беспрестанно произносится молитвенно его имя».

Еще одним увековечиванием памяти подвижника стало преобразование его келии в Преображенскую церковь. При этом, гроб затворника был вынут и поставлен в левой стороне храма и над ним сделан кирпичный свод с металлическим надгробием.

Слава о подвигах и чудесах Иоанна затворника Сезеновского распространилась далеко за пределы Тамбовской епархии.

В библиотеке Оптиной пустыни хранится рукопись от 1853 года с описанием его жизни и подвигов[см. 5 с. 253].

Приблизительно в это же время, благодаря стараниями монахинь монастыря, появляются печатные издания об его истории и устроителях.Так со изволения игумении Серафимы в 1875 году издаются книги «Краткие сведения об основании и нынешнем положении Сезеновского Иоанно-Казанского девичьего монастыря»[7] и«Сведения о жизни и заслугах первооснователей Сезёновской обители затворника Иоанна и старицы Дарии»[8].

Сведения о жизни и деятельности самой игумении Серафимы собраны после ее кончины священником Георгием Тихонравовым[9].

В более позднее время издается целый ряд книг содержащих жизнеописание или упоминание о Сезеновских подвижниках:« Райские цветы с русской земли»[10], «Душеполезное чтение»[11], «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков»[12], «Подвижники Тамбовского края (XVII – XIX) века»[13]и многие другие [ см. 14-15; 20].

Наиболее распространенной в то время стала книга их жизнеописания Н.Ф. Муравьева, переиздававшаяся до революции трижды [см.4].

О почитании затворника говорят и периодические издания.

Тамбовские епархиальные ведомости 1912 г. так писали о почитании затворника Иоанна: «…Широко распространившаяся слава блаженного затворника Иоанна собирала в обители и её окрестностях толпы почитателей, благодарная память которых породила всенародный праздник – «Иваны», отмечавшийся два раза в год: 24 июня и 29 августа (7 июля и 11 сентября по нов. ст.) – во дни праздников Рождества Иоанна Крестителя и Усекновения его Честной Главы»… «Лишь только начинают таять снега… и до глубокой осени в Лебедяни и смежных… уездах… особое оживление – то идут и едут к батюшке «Ивану Ивановичу», почивающему в Сезёновском женском монастыре. И несут все эти люди своё горе и свои нужды и складывают у гроба затворника» [16].

Тамбовские епархиальные ведомости упоминают и об огромном стечении народа (до трех тысяч человек) в обитель на праздник Рождества Иоанна Предтечи так, что Казанский храм не вмещал всех желающих.В этот день у стен монастыря устраивалась ярмарка, на которую во множестве собирались жители окрестных сёл. Особо пользовались популярностью фаянсовые кружки с изображением затворника Иоанна и надписью «Сезёновский женский монастырь».На Кузнецовском фарфоровом заводе в 19 веке,была изготовлена чайная пара с изображением Иоанна Сезеновского, что может свидетельствовать о всероссийской известности затворника.[см.2, с.77].

В Одесской типографии Ефима Фесенко отпечатаны черно-белые и цветные изображения Сезеновских подвижников, которые каждый старался иметь в память о посещении монастыря.

 

3. Почитание Сезеновских подвижников после революционных событий.

О всенародном почитании преподобного Иоанна упоминает справка 1927 г., составленная для партийных органов. В ней,наряду с многочисленными вымыслами и клеветой значится следующее: «Монастырь привлекает большие толпы богомольцев, в особенности на Иванов день, связанный с памятью основателя монастыря затворника Ивана, погребённого в пещерной церкви монастыря… Идут из соседних и дальних губерний». (В монастыре) «имеются неоткрытые мощи затворника Ивана, основателя монастыря, святой колодезь, келья самого затворника, в которой хранятся его вериги, крест, шапочка, туфли и посох. Эти реликвии и привлекают религиозное внимание богомольцев, верящих в их чудодейственную силу, могущую исцелять все болезни…»[5, с.307].

После закрытия обители, люди сохраняли в домах небольшие храмовые и келейные иконы, лампады, изображения преподобных,старинные печатные издания. Литографии с изображением подвижников, в том числе и Сезеновских можно было увидеть на стенах келий старцев - подвижников XX века.Часть церковных реликвий в более позднее время было продано коллекционерам, некоторые оказались в музейных экспозициях. Одежды святых разобрались по частям верующими.

В 1952 году издается книга Схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский» [17], содержащая рассказанную старцем историю, связанную с Иоанном затворником Сезеновским укрепившую его веру и в итоге повлиявшую на всю его последующую жизнь.

В годы безбожия даже разоренный монастырь был местом паломничества. Верующие несли к стенам Троицкого храма, в котором находились могилы старицы Дарии и игумении Серафимы свои прошения и молитвы.

Посещали почитатели Сезеновских подвижников и село Мечнянка Ефремовского района Тульской области, где в часовне у Свято-Никольского храма в склепе покоилось тело затворника Иоанна, спрятанного монахинями от поругания. Жители села Мечнянка почитали подвижника и были свидетелями чудесных знамений. Вот рассказ иерея Павла Зубкова настоятеля Свято-Никольского храма с. Мечнянка (здесь сохранены обороты речи рассказчика):

«Когда они (пытавшиеся осквернить могилу затворника) все это раскопали был еще приглашен врач из села Ступино, чтобы засвидетельствовать факт того, кому покланяемся мы, христиане. Затворник Иоанн его чудом коснулся руки, и врач вмиг поседел и бегом убежал до своего села Ступино и ничего не стал констатировать». В расплату за содеянное все гробокопатели трагически погибли, наказанию подверглось и все село, начались пожары и горели дома до тех пор пока затворник, явившись во сне одной из женщин, не указал, что пожары прекратятся, как только на его могиле будет отслужена панихида. Так все и случилось.

 

4. Современное почитание Сезеновских подвижников

В 2000-х годах прежде занятые под склады и загоны для скота монастырские храмы постепенно стали освобождаться. В июле 2005 года вСезеновоэкспедицией Тамбовского научно-методического центра культурной антропологии под руководством священника Геннадия Андреева при участии жителей села Сезеново производилась расчистка Троицкого храма [5,с.315]. При работе были обретены частично сохранившиеся честные останки старицы Дарии и игумении Серафимы.

В 2005 году с началом возрождения Сезеновского Иоанно-Казанского монастыря встал вопрос о возвращения мощей основателя обители затворника Иоанна. С благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 июня 2007 года в склепе под полом кирпичной часовни устроенной над могилой подвижника близ Никольского храма с. Мечнянка были обретены его честные останки. Некоторое время мощи находились в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре и в Христорождественском кафедральном соборе, после чего побывали во многих храмах епархии, где к ним смогли приложиться тысячи верующих.

Торжественное возвращение мощей в обитель состоялось 7 июля 2008 года в праздник Рождества Иоанна Предтечи. С этого дня возродилась дореволюционная монастырская традиция особого почитания в этот день памяти ее основателя прп. Затворника Иоанна.

Мощи преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы Сезеновских были поставлены в освященном во имя Рождества Пресвятой Богородицы нижнем этаже Троицкого храма, на прежнем месте, где они находились до закрытия обители.

По субботним дням, после божественной литургии в храме у мощей преподобных совершается молебное пение с поминовением записок.

К сожалению, о судьбе большинства ценных реликвий монастыря нам ничего не известно. Так жене удалось обнаружить никаких дополнительных дореволюционных рукописных материалов о чудесной помощи Сезеновских подвижников. Поэтому сестры возрождающейся обители вновь начали собирать и записывать все случаи исцелений и чудесной помощи, беседовали со старожилами села и их родственниками, запрашивали документы в архивах.

Были написаны храмовые иконы с изображением святых, для распространения напечатаны в большом количестве копии старинных литографий и современных икон, изготовлены различные сувениры, которые приобретаются паломниками в память о посещении обители.

Из различных уголков России поступают просьбы выслать иконы и книги о Сезеновских святых, в том числе от людей, находящихся в местах заключения. Сестры также не раз отправляли посылки за рубеж (Британию, Грецию, Румынию, Сербию ина Афон), где Сезеновских подвижников знают и почитают. Так чудесным знамением стало явление во сне преподобного затворника Иоанна одной женщине из Румынии, которая ранее ничего не слышала об этом подвижнике. Не зная языка, она прошла долгий путь, пока, найдя переводчиков, ей удалось связаться с монастырем через электронную почту, так и мы узнали эту чудесную историю.

Важным этапом в деле почитания преподобных стали репринтные издания старых и составление различными авторами новых книг с их житием. Многие монастыри познакомились с подвижниками благодаря чтению на монастырской трапезе книг “Русское православное женское монашество XVIII-XX вв.[18] и жития святых подвижников благочестия (посмотреть год)[19].

В 2019 году Сезеновским монастырем также подготовлено и выпущено переработанное издание книги Н.Ф. Муравьева с названием “Жизнеописание Иоанна, Дарии и Серафимы основателей Сезеновского женского монастыря», приуроченное к памятной дате: 180-летию со дня преставления преподобного Иоанна. Книга имеет гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви».

К этой же дате, по договоренности с районной администрацией, на рекламном щите при  въезде в город Лебедянь за месяц до торжества был размещен информационный баннер о предстоящем праздновании. Подобное размещение было нами заимствовано из положительной практики отдельных областей, где на постоянной основе имеются щиты содержащие некоммерческую рекламу, а знакомящих гостей с памятниками истории и и культуры, святыми обителями, именами святых.

С 2015 года начал свою работу монастырский сайт, содержащий сведения об истории монастыря, его храмах, святынях и местночтимых святых. На сайте, а также на страничках в соцсетях освящаются новости обители, монастырские праздники, богослужения в дни памяти Сезеновских святых, которые по традиции возглавляет правящий архиерей. В целях почитания святых при участии епархиальных и областных  СМИ были подготовлены несколько видеосюжетов об обители и ее  подвижниках.

 В честь преподобного Иоанна затворника Сезеновского, преподобной  Дарии старицы Сезеновской и Серафимы игумении Сезеновской  называют родившихся младенцев, в том числе вымоленных бездетными родителями у мощей Сезеновских святых.

 При монашеском постриге так же даются имена в честь Сезеновских подвижников.

 К истории обители и житию ее устроителей обращаются при написании диссертаций по архитектуре и искусству. Как пример– Диссертация кандидата архитектуры И. Ю. Поздняковой«Церковная архитектура Тамбовской епархии в синодальный период: традиция строительства по образцу».

 Сестры обители стараются взаимодействовать с различными паломническими службами. Почтить память преподобных съезжаются богомольцы из Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Тульской, Рязанской и других областей. С паломническими поездками обитель посещают  ученики воскресных и общеобразовательных школ области, студенты различных вузов, общество православных врачей и др. Сестры проводят экскурсии для всех желающих.   К сожалению, не со всеми государственными и особенно частными учреждениями культуры и туризма удается  работать сообща.

Имена преподобных Иоанна, затворника Сезеновского,  Дарии старицы Сезеновской и Серафимы игумении Сезеновской включены в собор Липецких и Тамбовских святых, а преподобной Серафимы еще и в собор Рязанских святых. Во многих  храмах России и за ее пределами имеются изображения, иконы, и частицы мощей Сезеновских преподобных.

Сегодня, как столетие назад, люди несут к мощам святых угодников свои скорби, болезни, тяготы житейские и по вере своей обретают утешение.

Источники и Литература:

 

[1] - Н. Ф. Муравьёв «Жизнеописание преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы, основателей Сезеновского монастыря» М., 1897.

[2] - Л.А. Морев «Блаженный Иоанн сезеновский Затворник»; Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2010

[3] - Иерей Геннадий Андреев, Л.Ю.Евтихиева, Н.С. Семенова «Сезеново и его подвижники», Тамбов 2007

[4] - Н.Ф. Муравьев «Жизнеописание преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы основателйСезеновского женского монастыря» СезеновскийИоанно-Казанский женский монастырь, 2019 г.

[5] - А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», Лебедянский район. ч.1.; Липецк: Липецкой областное краеведческое общество, 2009 г.

[6] - Священник Георгий Хитров «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов 1861 г.

[7] – «Краткие сведения об основании и нынешнем положении СезёновскогоИоанно-Казанского девичьего монастыря» Изданы по соизволению игумении Серафимы, тщанием монахинь Парфении и Флорентин. СПб., 1875.

[8] – «Сведения о жизни и заслугах первооснователей Сезёновской обители затворника Иоанна и старицы Дарии» Изданы с дозволения игумении Серафимы. СПб., 1875.

[9]–«Сведения о жизни и деятельности первой игумении Лебедянского Сезёновского (в Тамбовской епархии) девичьего монастыря Серафимы» Собраны священником, состоящим при означенном монастыре, Георгием Тихонравовым. СПб., 1878

[10] - У «Ивана Ивановича» // Райские цветы с русской земли. Сергиев Посад, 1912.

[11] – А. Ковалевский «Иоанн затворник сезеновский» // «Душеполезное чтение», ч. 1. М., 1875.

[12] – «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков.» Ч.1. Декабрью М., 1910.

[13] – Е. Поселянин “Русские подвижники 19 века”, 1910 г.

[14] - «Подвижники Тамбовского края (XVII – XIX) века. Тамбов, 1903.

[15] - «Сезеновский Затворник Иоанн. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв» Декабрь. Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1910.

[16] - Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1912. № 20. Неоф. часть. С. 641-645.

[17] - Схиархимандрит Софроний (Сахаров) “ Старец Силуан Афонский”, (1952 - первое печатное издание).

[18] – м. Таисия «Русское православное женское монашество XVIII-XX вв». изд. Троице–Сергиева Лавра, 1992,

[19] - сборник жития святых подвижников благочестия

[20] -С.А. Нилус “Сила Божия и немощь человеческая” Сергиев Посад 1908 г.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее