КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

Ответ священника

Материалы сайта Сретенского монастыря https://monastery.ru


Все православные христиане сейчас пребывают в особом ожидании – грядет Великий пост. Он начнется 27 февраля, и подготовка к нему не менее важна, чем сами 40 дней поста. Мы попросили священников рассказать, как готовить тело и душу, какие ставить цели на Великий пост, какое взять молитвенное правило и какова роль духовника в этом процессе.

Игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря:

«При желании пройти вместе с Церковью поприще Великого поста (особенно при отсутствии опыта говения) вовсе не лишне обратиться к священнику для определения меры телесных ограничений, молитвенных трудов и участия в богослужениях. Цель Великого поста (накануне духовной макушки года – Страстной и Светлой седмиц) – обновить свою внешнюю и внутреннюю жизнь в соответствии с требованиями Духа для полнокровного участия в церковных событиях Христова Распятия и Воскресения, ради сораспятия с Ним и будущего совоскресения.

Для целеполагания здесь не особо подходящие мотивы «скинуть лишний жирок», или «потому что все достало», или «кожа станет гладкой и упругой». Содержательным и плодотворным бывает тот пост, в который нашлось время для усердного богомолья, частого посещения богослужений, причем не только в воскресные дни, но и в будни. Именно с понедельника по пятницу в храме бывают многочисленные коленопреклонения с любимой молитвой А. С. Пушкина «Господи и Владыко живота моего…» преподобного Ефрема Сирина, умилительное проследование Божественной службы Преждеосвященных Даров, пронзительные покаянные стихиры и каноны. Все они способны существенно повлиять на кающегося современника, запечатлеть в его душе устойчиво благодатное расположение, а это и есть цель всякой благочестивой затеи!»

Плодотворным бывает тот пост, в который нашлось время для усердного богомолья

Иерей Антоний Борисов, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии:

«Как во времена древней Церкви, так и сегодня встречаются люди, полагающие, что духовная жизнь выражается исключительно в соблюдении каких-то специфических обрядов. И якобы щепетильное исполнение данных обычаев дает индульгенцию на различные прегрешения. Условно: своровал что-то на работе – ничего страшного, поставлю в храме свечку, схожу на исповедь, а затем продолжу грешить с чистой совестью.

Священное Писание и вся духовная традиция нашей Церкви прямо осуждают лицемерное отношение к вере и говорят, что для ведения возвышенной духовной жизни нужно сначала научиться исполнять приземленные заповеди Моисея. Опираясь на них как на надежный фундамент, можно начать возводить здание более совершенной религиозности. Например, начать осмысленно поститься.

Апостол Павел неоднократно в своих посланиях говорит, что само по себе воздержание от еды вообще или от каких-то видов продуктов не является религиозным актом. Это просто диета. Как же превратить пищевое воздержание в форму богослужения? Положить в основание этого поведения любовь к Богу и людям. На практике это означает следующее.

Пост только тогда становится мостиком между человеком и Богом, когда он соединен с молитвой и стремлением исправить не какие-то теоретические несовершенства, а вполне ощутимые пороки и недостатки. Но и это еще не всё. Пост должен проявляться и в отношении к окружающим людям. В дни воздержания Церковь призывает нас научиться милосердию, переместить прицел внимания со своих нужд на нужды ближнего. Например, сэкономленные в дни поста средства направить нуждающимся. А если нет возможности помочь материально, искренне пожертвовать им свое время и внимание».

Иерей Николай Савченко, клирик храма Петра, митрополита Московского, на Роменской улице в Санкт-Петербурге:

«Не наедаться и не стремиться успеть сделать что-то такое, что потом будет сделать нельзя. Лучше плавно и спокойно готовить себя к тому, что скоро мы будем себя еще больше ограничивать. Жизнь христианина – это ограничения во благо, чтобы наша душа была чистой, доброй, любящей.

Жизнь христианина – это ограничения во благо, чтобы наша душа была чистой, доброй, любящей
Желательно во время поста отказаться от своих слабостей, попущений. Это будет еще один шаг к Богу. Лучше делать что-то каждый день, хотя бы малое, чем что-то одно и большое, о чем потом мы забудем. Постоянство – в малом.

Также в пост необходимо как можно полнее совершать утреннее и вечернее молитвенное правило. Многим оно покажется длинным, тяжелым, трудным, но можно совершать его по дороге, так вы скоро выучите текст. Вместо нелепых песенок в голове пусть творится молитва. Также каждый день стоит понемногу читать Евангелие, апостольские послания. Это можно делать вместо просмотра телевизора и роликов в интернете, пустых дел».

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков):

«Пост – это время, когда мы должны сосредоточиться на молитве и покаянии. Дело в том, что встречать Господа нужно в брачной одежде. А брачная одежда наша – это одежда нашей души, очищенной от грехов. И вот именно для сугубого покаяния и нужен пост. А аскеза – те же пищевые ограничения нужны для того, чтобы мы меньше думали о брюхе, а больше – о духе.

Организм потратит меньше сил на переваривание постных блюд, это физиология. А значит, эти силы можно (и нужно) потратить на молитву и духовный рост.

Конечно, пост не должен превращаться ни в самоиздевательство, ни в повод для гордыни, мол, я великий постник. Все должно быть по силам. Есть Типикон, где подробно расписан устав поста. Но всегда нужно помнить: Типикон – это образец, идеал. Мы отличаемся от монахов Лавры святого Саввы раннехристианских времен и по образу жизни, и по климатическим условиям, и по хроническим заболеваниям. Именно поэтому надо свой пост организовать в соответствии со своими возможностями и в первую очередь – с состоянием здоровья. Лучше, конечно, посоветоваться с духовником, донести до него медицинские рекомендации и послушаться его совета.

Если духовника нет, нужно установить для себя максимально посильный уровень, но от него уже не отступать. И если решил, что всю седмицу ешь вареную пищу без масла, то уже никакого елея и вина, и уж тем более рыбы в неуставные дни не допускать. А если по медицинским показаниям тебе необходим тот же самый елей, то именно елей, а не приравненные к нему морские гады.

Нужно установить для себя максимально посильный уровень, но от него уже не отступать
Нужно есть творог или кефир из-за больного желудка – получи благословение и ешь. Но не пользуйся благословением для поедания всяческих тирамису: твое послабление на кефир и творог – это не индульгенция, а благословение на лечение!

Многие люди увеличивают в Великий пост свое молитвенное правило. Это хорошо, но вот обеты прочитать столько-то таких-то молитв, канонов или акафистов брать желательно по благословению духовника, а не от ветра главы своея. Лучше читать то, что душа просит в настоящий момент.

И, конечно, стараться чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться. Тогда к Пасхе мы подойдем с чистой душей и встретим воскресшего Господа Иисуса Христа с радостью».

Подготовила Алина Темнова

https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/kak-podgotovit-sebya-k-velikomu-postu/

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее