ЛЮБЯЩИЕ НАС СЛУЖЕБНЫЕ ДУХИ

ЛЮБЯЩИЕ НАС СЛУЖЕБНЫЕ ДУХИ

Проповедь митрополита Святогорского Арсения (источник https://t.me/svlavra).

Какие они, ангелы? Насколько Ангелы Хранители любят нас? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября 2020 г. Тогда же он поделился произошедшими в недавнее время случаями явления ангелов и привёл одно из доказательств бытия Божьего. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Нынешний день, братья и сестры, — день особый. Собор честнаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Соборами называют собрания верных для похваления то ли Божией Матери, то ли Спаса всех, то ли того или иного угодника Божия… Сегодня мы собрались, чтобы торжествовать и радоваться вместе с Архистратигом Михаилом и со всеми Небесными Силами бесплотными, ведь сегодня не только собор человеческий — сегодня собор ангельский составляет торжество и по-особому служит роду человеческому в день своего праздника.

Силы бесплотные, Ангельские Силы. Мы называем их бесплотными, потому что они являются духовными существами. Но всё-таки они имеют некую материальную сущность, потому что совершенный Дух — это только Бог, в Троице славимый, Отец, Сын и Дух Святый. Всесовершенным Духом является только Создатель и Творец всяческих. А всё Им сотворенное имеет некую материальную сущность, пускай и эфирную, духовную, полувоздушную, или воздушную — можно так выразиться, насколько наш скудный ум человеческий и наш скудный язык позволяет это выразить. Они способны являться людям, и описания их явлений видимым образом мы неоднократно встречаем и в тексте Ветхого Завета, и в Священном Писании Нового Завета, и в житиях святых, случается такое даже в нашей земной жизни, с нашими современниками.

Каково же качество и природа, свойства этих служебных духов Господних, созданных Богом для славословия Творца и для служения роду человеческому? Часто мы сами можем с лёгкостью ответить на этот вопрос. Например, взирая на младенца, в его чистые глаза, мы говорим: «Ангельский взгляд». Взирая на его не замутнённое грехом чистое, улыбающееся, открытое лицо, говорим: «Как ангел». Про доброго человека, украшенного добродетелями, милосердного, тоже говорим: «Ангел, а не человек». Если хор прекрасно поёт, не просто соблюдая ноты, но душу вкладывая в свои песнопения, так что те из сердец поющих исходят и выражаются в голосах, — мы говорим: «Ангельское пение».

То есть, братья и сестры, мы даже из этих малых примеров, о которых я вам сказал, можем понять сущность ангелов. Это добрейшие существа.

О том, насколько добры к нам ангелы, указывает описание мытарств блаженной Феодоры. Там сказано, что Ангел Хранитель Феодоры и Ангел, посланный от Бога за её душою, проводили её по мытарствам. И вот на мытарствах бесы раскрывали хартии и показывали грехи, стараясь захватить душу Феодоры. Ангел же Хранитель предоставлял список с её добродетелями. Причём подчас с такими добродетелями, которые людям не заметны. Через Ангела Хранителя Господь считает даже каждый шаг, который мы проходим в крестном ходу или на пути в храм Божий. Даже каждый такой шаг имеет ценность и засчитывается Ангелом Хранителем, чтобы потом противопоставить его тому или иному греху, неосторожному взгляду, неосторожному слову, которые мы сеем в нашей жизни, не замечая.

И вот, братья и сестры, такой момент интересный.

Ангел Хранитель всегда пребывал с блаженной Феодорой. Он видел её и праведность, и греховность. Он видел её и добродетели, и неправды. Но почему-то неправды записывали только бесы, а у Ангела Хранителя ни одной неправды не записано. У него записана только добродетель. То есть ангел — это настолько светлое существо, которое радуется каждому доброму слову, доброй мысли, доброму делу нашему и такое имеет к нам доверие и такую любовь к нам, что он грехи как будто не имевшие место быть не записывал и не запоминал. А вот добродетели видел и записывал, о них радовался и потом противопоставлял эти добродетели против грехов, которые бесовские соборища предъявляли, пытаясь забрать в свои цепкие когти душу блаженной Феодоры.

Ангелы вокруг нас

Взирая на этот пример, вспомним, братья и сестры, слова Священного Писания: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань» (Пс. 33:8–9). «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его» — это об Ангелах Хранителях наших сказано, которые, несомненно, сегодня вместе с нашим собором присутствуют на богослужении.

Какое чувство первое у нас должно быть? Конечно же, чувство покаяния и чувство вины перед этим ангелом, потому что мы подчас забываем о его постоянном присутствии рядом с нами и удаляем его от себя и оскорбляем его зловонием грехов своих и неправды своей.

В своё время блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый, проходя по городу, у одних домов углы целовал, а у других домов углы бил палкою. И спросили, почему он так поступает. Он ответил: «В домах, углы которых я бил палкою, живут благочестиво, по-христиански, и Ангелы Божии с ними там находятся и живут с ними. А бесы не имеют доступа в дом и ждут на углах, когда хоть какой-то грех, хоть что-то плохое в этом доме совершат и они возымеют власть ворваться внутрь и творить с живущими там людьми всё что ни попадя. Я не углы домов бил — я бесов бил, которые, как злые псы, стоят на углах таких домов», — говорил святой Андрей.

«А почему же ты целовал углы у домов грешников?» — спрашивали его. Андрей отвечал: «Там люди живут нечестиво и Бога забыли, и бесы там празднуют, как у себя дома живут в этих семьях. А Ангелы Хранители стоят и плачут на углах. Вот поэтому я и целовал углы этих домов. Ангелы стоят, не отходя. Ждут, когда какую-то добродетель живущие в доме люди совершат. Ждут, когда люди начнут раскаиваться в своих беззакониях и исправлять жизнь свою».

Заметьте, братья и сестры: не уходят ангелы от таких домов, но ждут, когда им возможно будет войти. Потому что как грех является смрадной приманкой для бесов и привлекает их из ада, и даёт власть им творить всё беззаконие в этом мире, так точно и добродетель имеет благоухание и привлекает Небесные Силы для помощи роду человеческому в деле спасения.

Что мы знаем об ангелах?

Неоднократно в Священном Писании мы, братья и сестры, читаем об Ангельских Силах. В своё время святой Дионисий Ареопагит на основании Священного Писания (видений, бывших пророку Исайи и другим пророкам, которые виденное описали в Ветхом Завете), а также видений, бывших апостолу Павлу и Иоанну Богослову, с которыми Дионисий Ареопагит был собеседник, составил иерархию Ангельскую.

Всего есть девять чинов Ангельских. К первым и старшим чинам относятся Серафимы, Херувимы и Престолы. Ко вторым — Господствия, Силы и Власти. К третьим относятся Начала, Архангелы и Ангелы.

Первым из архангелов является Михаил Архангел, потому что, когда возомнивший себя выше Бога Денница в гордыне своей отпал от Бога сам и увлёк за собою часть ангелов, которые стали бесами, изменив благолепный свой вид на безобразный… В то время, когда отпадала часть ангелов и было смятение, то архангел Михаил воскликнул: «Ми‌каэль!» («Кто‌ как Бог!»), то есть — кто может сравниться с Богом?! — и возглавил других ангелов, низвергши с небес Денницу.

И так и назван он был: Михаил («кто как Бог»).

И до сих пор он возглавляет Небесное воинство. Его пишут на иконах в воинских доспехах, с мечом или с копьём в руках.

Иисусу Навину он явился также воинских доспехах, чтобы помогать ему. Иисус Навин спрашивал у него: «Кто ты — от наших или из вражьего стана?» И архангел ответил: «Я Михаил, Воевода Сил Небесных» (смотр. Нав. 5:13–15).

Мы встречаем, братья и сестры, в Священном Писании и Предании неоднократное явление людям архангела Гавриила, особого посланника, слуги Господня. Он был послан к Иоакиму и Анне, благовествуя о грядущем рождении от них Пречистой Девы Марии. Он являлся и Самой Божией Матери в храме Иерусалимском, питая Её и наставляя. Он явился и Захарии, благовествуя о рождении от него Иоанна Предтечи. Он же явился Божией Матери накануне Успения, известву‌я Её уход из этого земного мира скорби, плача и труда в мир горний.

Во время Благовещения Архангел Гавриил явился Божией Матери, как бы спрашивая у Неё — а через Неё у всего рода человеческого — согласия на спасение человеческого рода. И услышав от Неё смиренный ответ: «Се Раба Господня, буди Ми по словеси твоему» (Лк. 1:38), — послужил благовещению великого чуда, воплощения Бога в роде человеческом, Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Мы, братья и сестры, слышим в книге Товита об архангеле Рафаиле, который, спутешествуя Товии, наставлял его и исцелил его отца и невесту.

Мы слышим и о других архангелах: Иеремииле, Иегудииле, Селафииле (архангел молитвы), Урииле, Варахииле.

Мы верим, что Бог есть

Один из них однажды явился человеку, который был чрезмерно одержим любопытством и хотел узнать устройство мира и Богоуправляемости миром. Смиряя его любопытствующий ум, архангел сказал: «Взвесь пламя огня, укажи начало ветра, верни вчерашний день». А потом продолжил: «Я же не сказал тебе исчитать все обители бездны морской. Я тебе не сказал измерить рай. Я не просил тебя указать, сколько источников у бездны. Ты бы мог на это ответить: „Я этого не видел, я этого не знаю“, — потому я указал на вещи, с которыми ты каждый день имеешь соприкосновение. Но ты не можешь ответить, сколько весит огонь, где начинается ветер, и не можешь вернуть вчерашний день. Поэтому смирись своим человеческим разумом и не пытайся постигнуть то, что ты вместить не можешь, — премудрость управления этим миром его Творцом».

Святые отцы говорят: то, что невозможно доказать, как дважды два четыре, что Бог существует, — это одно из доказательств Его бытия. Если бы мы рассказали, каков Бог, где Он находится, какой вид имеет, — всё с подробностями, то это говорило бы о том, что это проекция нашего человеческого воображения, нашей человеческой придумки на вечность — вот мы придумали, обрисовали себе всё так, и поэтому с лёгкостью это всё описываем…

То, что постичь, объять немощным нашим человеческим разумом бытие Божие невозможно, — вот это и есть доказательство бытия Божия. И у нас, братья и сестры, есть такое чувство и такая добродетель, как вера. Мы верим, что Бог есть.

Ведь кто из вас видел ум? Но ведь ум существует, и он проявляется по-своему, и когда мы мыслим, и в словах, в делах наших. Мы слышим слова, видим дела, но мы ведь не видим сам ум. Ведь так же? Так же и Бог невидим и непостижим.

Кто видел, братья и сестры, какая она — любовь? Или пошли бы в супермаркет и два килограмма любви купили бы, да? Но мы знаем, что любовь проявляется в мире: и в отношениях родителей к детям, детей к родителям, и в нашем отношении к людям, которым мы бываем признательны и стараемся окружить этих людей любовью. Любовь существует? Существует.

Мы слышим, братья и сестры, произнесённое слово и через него мы понимаем ту или иную мысль, которая у собеседника в голове зародилась и выразилась словом. Но где это слово? Как говорят: вылетит — не поймаешь… Возьмите и осяжите или попробуйте увидеть слово! Мы его не видим, но оно есть, и через слово мы общаемся друг с другом, и через это слово можно выразить и любовь, поддержку человеку, утешение. Но можно, братья и сестры, и убить человека словом. То есть опять же: слово невидимо, но оно есть.

Творец недвижимых законов

Вот так и Господь. Он невидим, но Он есть.

Мы же верим в любовь, в разум, в дар слова, которые мы не видим. Почему же мы подвергаем сомнению существование Бога, Который точно так же проявляется в этом мире Своими действиями?

Многие скажут: «Какими же действиями проявляется Бог в мире?» Разве вы не видите окружающую природу? Мы сегодня восхваляем Ангельские Силы, служительных духов Божьих. А посмотрите на создание вокруг — Господь не только ангелов создал, Он создал весь этот тварный мир. Вы разве не задумывались, почему в Священном Писании говорится, что Господь сотворил Вселенную, «яже не подвижится» (Пс. 92:1). Как это «не подвижится»? То есть положил такие законы, которые неизменны. Подчас учёные открывают те или иные законы физики, химии, какие-то другие законы природы (как они называют их) и за это получают степени академиков, профессоров… Но вы их только открыли! А Кто их, эти законы, заложил в эту природу? Вы получаете чины, грамоты, награды всякие, почтение от людей. Неужели не достоин почтения Тот, Кто все эти законы заложил в природу?

«Создал Вселенную, яже не подвижится» — это не значит, что она закостеневшей пребывает и неподвижной. Она вся в движении, но в самих законах существования Вселенной есть неподвижность. Ведь мы же знаем, что солнце всходит на востоке и заходит на западе. И так каждый день. И высчитал человек, что именно за 24 часа бывает этот цикл прохождения суток. Человек высчитал, сколько дней в году, то есть за сколько Земля делает вращение вокруг Солнца.

Мы же видим, братья и сестры, что весна сменяет зиму, после весны всегда следует лето, а потом — осень. Но видели ли вы когда-нибудь, чтобы эти времена года перепутались? Чтобы после зимы сразу наступило лето, а после лета началась весна, затем опять зима, потом осень… Нет. Всё на своём месте, всё в своих временных рамках.

Чудо вокруг

Посмотрите на растения. Сейчас мы видим увядшую природу, мы видим опадающую листву. Но ведь мы знаем, что пройдёт зима, и эта каждая промёрзшая веточка опять оживёт, даст цвет, что мы опять увидим цветами покрывающиеся наши поля и луга.

Мы, бросаем семя в землю, зная, что оно прорастёт. А Кто же дал жизненную силу этому семени, которое сгнивает и при своём сгнивании даёт новую жизнь? Вот так человек хоронится в землю, чтобы в воскресение мертвых воскреснуть. Господь прообраз заклал: смотри, человек, — зерно сгнило, но оно выросло колосом, и не одно зерно появилось, а много зёрен. Намного лучшее выросло, нежели ты сеял. Ты всего лишь одно зёрнышко бросил, а получил целый колос. Ты посадил одну картошину — а собрал в урожайный год полведра с одного куста. Ты зёрнышко яблони посадил и привил к выросшему дереву, чтобы оно стало культурным, ветку, и потом с него яблоки мешками собираешь…

Разве это не чудо умножения вещества? Мы в Евангелии читаем о том, как Господь пятью хлебами насытил 5000 человек (смотр. Мф. 14:15–21; Мк. 6:34–44; Лк. 9:12–17; Ин. 6:1–14). Пять хлебов так умножились, что 5000 наелись, и ещё и укрухи собрали. А разве не так, братья и сестры, мы сажаем одну картошку, а получаем много; сажаем одно зерно, а получаем колос; сажаем одно зёрнышко яблони, а получаем каждый год множество яблок?

Разве это не чудо жизни и умножения вещества? И такое только Господь может сотворить.

«Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9). Мы, братья и сестры, забываем благодарить Бога за всё это чудо, которое окружает нас.

А разве это не чудо — само по себе наше с вами существование? Это чудо.

Какие существуют Ангелы Хранители?

Господь всё творение Своё и украсил, и премудро устроил. Но, наверное, нет другого такого творения у Бога, которое бы Он так ценил, как человека. Настолько Господь ценит и дорожит нами, что каждому из нас от купели крещения представлен Ангел Хранитель. И во время венчания супружеской паре даётся Ангел Хранитель — наставник семьи, добрый советчик, который наставляет супругов мудрости в отношениях друг с другом, мудрости в воспитании детей, уважению к родителям.

Мы, братья и сестры, знаем, что Ангел Хранитель даётся каждому дому освящённому, у каждого храма есть Ангел Хранитель престола. Мы знаем, братья и сестры, что к заболевшему человеку приходит ангел, и служит ему, и сидит у его постели. Мы знаем, что Ангелы Хранители даются каждому селу, каждому монастырю, каждому городу, каждому государству.

То есть ангелов — служебных духов, которые нам служат, — множество, и их намного более, нежели людей.

Из понимания всего этого и осознания их служения нам и доброго отношениям к нам у нас рождается чувство благодарности — не только к ангелам, но и к Богу, Который всё это устроил.

Сегодня день нашего совместного благодарного восхваления Творца, когда мы вместе с Английскими Силами, Собором Ангельским, славословим Бога. Небесные Силы и мы воспеваем Бога, в Троице славимого.

Чудо на Афоне

Совсем недавно, братья и сестры, было такое чудо на Святой Горе Афон. Один из паломников ночью услышал доносящееся из храма пение. Думая, что опоздал на богослужение, он прибежал к храму, но храм оказался закрытым. И паломник успел это пение записать на диктофон.

Кто ищет в интернете грязь, тот её найдёт; кто святости — найдёт там святость. И вот в интернете есть эта запись Херувимской песни, которую ангелы пели на восьмой глас византийского распева. Причём учёные, которые исследовали эту запись, сказали: это не подделка, это подлинная запись. Мало того, человек не может так петь, потому что человеку для того, чтобы петь, регулярно надо вдыхать воздух. И пение, хочешь или не хочешь, но разбивается такими дыхательными паузами. А у пения на этой записи нет дыхательных пауз, оно сплошным потоком лёгким таким льётся, и голоса воспевают византийским напевом Херувимскую песнь в храме закрытом, в котором не было ни одного человека.

То есть по сегодняшний день явления ангелов бывают.

Ангельское поминание

Я вспоминаю, братья и сестры, случай, который рассказывали мне в детстве. Жил в селе у нас такой дедушка Игнатий Лютик (я ещё застал его). Дедушка был благочестивый, как все старые люди воцерковлённые. Но тогда советское время было и всего лишь один храм на район. Надо сказать, что в родительские субботы народу набивалось полный храм — а это был большой старинный храм XVIII века. В такие дни церковь людьми набивалась так, что по холодным стенам (храм не отапливался) потоки воды текли. Народ не в комфорте, как мы, а в холодном храме стоял и молился Богу.

И вот этот дедушка Игнатий подумал: «Это ж сколько народу собирается и сколько батюшке записок на родительскую субботу подают! Да разве батюшка успевает всё это читать? Помянуты бывают мои сродники или не помянуты остаются?..» И он решился сделать так. Взял поминание своё, книжечку — как у нас называли по-сельскому, граматку, — обложечку обернул фольгой, подал в алтарь. И на службе встал недалеко от солеи, прямо Царских врат, положив на сердце: «Буду смотреть. Моя граматка приметна, фольгой обвёрнута, блестящая. Вот если батюшка возьмет её и будет читать, ну тогда я буду подавать в алтарь и дальше, пускай поминают. А если батюшка не возьмёт мою граматку, тогда какой смысл её подавать в алтарь, если она не читается? Лучше я сам её вычитаю и точно буду знать, что сродники мои все помянуты».

И вот он потом со слезами рассказывал, говоря: «Люди добрые, я и батюшке каялся, и вам каюсь. Пришло время заупокойной ектении. Батюшка стоит поминает записки, и вдруг справа от батюшки как молния ударила. И рядом с батюшкой встал ангел, взял моё поминание, обёрнутое фольгою, вычитал всё, потом повернулся ко мне в Царские врата, поклонился и исчез. Я простоял службу со страхом, боясь сдвинуться с места, и холодный пот меня прошибал. Но с тех пор я сказал: моё дело подать; если и батюшка не вычитает, есть Ангел Хранитель престола, который за мою веру и за моё доверие к Церкви Божией не оставит моих родителей и других сродников не помянутыми».

Молитва к ангелам и с ангелами

Вот так, братья и сестры, ангелы участвуют в нашей жизни, являют себя даже в наши дни.

Задумайтесь: почему третий канон, который мы читаем, готовясь ко Причастию, — это канон Ангелу Хранителю? Не апостолам первоверховным, не Иоанну Предтече, а Ангелу Хранителю. Потому что для нас значимо, чтобы во время нашего чтения правил накануне Причастия, чтобы во время нашего богослужения Ангел Хранитель охранял нас, ограждал, наставлял на всякую благую мысль, ходатайствовал за нас перед Богом, чтобы мы могли неосужденно, достойно причаститься Святых Христовых Тайн и соединиться со Христом.

Почему ещё мы ему читаем канон? Мы хотим, чтобы наш охранитель и наш помощник порадовался нашему доброму делу и доброму намерению. Не так часто мы радуем своих Ангелов Хранителей…

И вот подумайте: мы сегодня вместе с ангелами сейчас петь будем в храме, Творца прославлять. Но в то же время, братья и сестры, осознавая, что наши Ангелы Хранители рядом с нами присутствуют, молитесь каждый своему Ангелу. Молитесь за свою душу, молитесь за своих близких, молитесь обо всём, о чём ваша душа и сердце болит. Молитесь о том, что у вас в мыслях и в переживаниях ваших. И Ангел Хранитель будет слышать ваши молитвы и отнесёт их к Престолу Божию, чтобы перед Богом ходатайствовать за нас, грешных, ходатайствовать о нашем спасении. Ходатайствовать и о нашем земном благополучии, о том, чтобы здесь, на земле, мы жили с Богом, в Его благодати, и о том, чтобы мы наследовали вечный путь спасения, ведущий в Царство Небесное.

И как сказал архангел Рафаил, наставляя Товию: «Великое дело молитва, сопряжённая с постом и милостыней, потому что милостыня очищает человека от всякого греха» (смотр. Товит. 12:8–9). Поэтому творите и милостыню посильную материальную, насколько можете, творите и милостыню духовную, которая есть молитва Богу за всех, кто дорог нам, и за весь мир, — потому что мы, братья и сестры, к этому и призваны: вымаливать свою душу и вымаливать весь мир.

Это великая ответственность. Но в этом мы имеем помощников — Ангелов Божьих, духов бесплотных, созданных Богом в помощь нам.

Как переживать это время?

Я приведу слова, которые когда-то сказал мирянин, Сергей Георгиевич, благотворитель, на средства которого построен храм в селе под Богородичном, с коего, по сути, и начался Богородичанский скит. Сергей Георгиевич являл деятельную помощь и заботу, вместе со своим братом и средства жертвовали, давая милостыню, и сами участвовали в строительстве, переживая за возведение храма. И я помню, как он радовался освящению храма.

Однажды Сергей Георгиевич приехал в монастырь. Он любил братию, братия окружили его. Он был сердечник, несколько грузный. Братья вынесли ему стул поставили, с любовью он с братьями беседовал. И тогда сказал так, вздохнув: «Братья, вам тяжелее, чем нам, мирянам». Один монах сказал: «Ну, у каждого свой путь, у каждого свой крест. У вас свои трудности, у нас свои

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее