Межрегиональная научно-церковная конференция "Земли липецкой украшение"

Межрегиональная научно-церковная конференция "Земли липецкой украшение"

11 октября 2024 года в Областном центре культуры, народного искусства и кино г. Липецка прошла межрегиональная научно-церковная конференция "Земли липецкой украшение", посвященная 250-летию со дня рождения преподобного Илариона, затворника Троекуровского. Форум был посвящен жизни, подвигам и личности преподобного старца Илариона. 

С приветственным словом выступили: митрополит Липецкий и Задонский Арсений, епископ Елецкий и Лебедянский Максим, епископ Ялтинский Нестор (on-line).

Затем участникам конференции были представлены следующие доклады:
"Преподобный Иларион Троекуровский: духовные скрепы Русского мира" - Протоиерей Виктор Лисюнин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, заведующий отделом по культуре Тамбовской епархии, доцент Тамбовской духовной семинарии (Тамбов); 
"Жизнеописание Троекуровского затворника Илариона: к истории оптинской редакции" - Варвара Викторовна Каширина, доктор филологических наук, член Научно-редакционного совета по изданию «Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», профессор кафедры общегуманитарных дисциплин Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, исследователь духовного наследия Оптиной пустыни (Москва);
 "Изображения липецких подвижников в живописи и графике XVIII – начала ХХ века" - Яна Эрнестовна Зеленина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Государственного исторического музея (Москва);
 "Преподобный Иларион Троекуровский и Оптинское старчество" - Иеродиакон Нектарий, насельник Оптиной Пустыни, руководитель Издательского отдела (on-line);
"Основание и возрождение Троекуровской обители" -  Игумения Матрона (Брыксина), настоятельница Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря;
"Житие Сезеновских святых – пример русского подвижничества XVIII-XIX веков" - Игумения Феофания (Проценко), настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря;
«От сердца исходящее слово» Георгий, затворник Задонский" - Монах Алипий (Казанцев), насельник Рождество-Богородицкого Задонского мужского монастыря.

2022-07-13-18-23-28.jpg


Преподобный Иларион (1774 – 1853 гг), имя которого входит в Собор Липецких святых, почитается также в Соборах Рязанских и Тамбовских святых в лике местночтимых святых. Преподобный является первым по времени рождения прославленным подвижником, родившимся и подвизавшимся на липецкой земле. Он принадлежит к роду людей, целиком посвятивших себя Богу. Старец начал свой подвиг с полного самоотречения и, очистив душу, служил тем, кто к нему обращался.

Преподобный Иларион родился в 1774 году в семье государственных крестьян села Рановы Рясы или Зенкино Раненбургского уезда Рязанской губернии (соврем. село Зенкино Чаплыгинский район Липецкой области) Мефодия Абрамова и Феодосии Павловой Фокиных и был крещен в Христорождественской церкви.

Отец Илариона, вопреки воли сына, женил его, но после венчания Иларион тайно от жены и родителей уехал в Киев. Вернувшись домой через некоторое время, он притворился больным и всецело посвятил себя подвигам поста и молитвы. Но такая жизнь, соединенная с притворством, была не под силу Илариону, и он ушел из дому на 20-м году жизни, посвятив себя подвигу странничества по святым местам России.

Через некоторое время старец поселился в селе Головинщино (совр. Чаплыгинский район Липецкой области), где в вырытом им земляной пещере ушел в совершенный затвор. Подвизаясь в строгом посте, он не вкушал никой пищи, кроме редьки, которую сам насаждал, и то в немногом количестве. Воды поблизости не было, и он пил дождевую воду, а когда не было дождя, то по нескольку дней оставался без воды.

Слава о благодатных дарованиях подвижника широко распространилась по окрестным селениям, уездам и губерниям, привлекая в келию старца много людей, как простых, так и знатных. К нему обращались князь Михаил Александрович Долгоруков, князь Федор Иванович Несвицкий, генерал-майор Иван Иванович Раевский, местные купцы и помещики, жившие по соседству. Среди почитателей старца был благочестивый генерал от инфантерии Николай  Николаевич Муравьев, назначенный командующим Кавказской армией во время Крымской кампании 1853-1856 годах. Получив совет: «Соблюди пост и победишь врага», — глубоко верующий военачальник во главе русских войск взял штурмом неприступную турецкую крепость Карс, за что получил приставку к фамилии – Карский.

С именем старца Илариона связана и  жизнь Сезеновских угодников - затворника Иоанна и старицы Дарии. На пути духовной жизни: подвигов, поста, молитвы, затвора Иоанна Сезеновского, его духовным руководителем и наставником был Иларион Троекуровский.

Первое знакомство прп. Иоанна Сезеновского - основателя женской обители в селе Сезеново, со старцем Троекуровским Иларионом произошло в 1817 году. Старица Дария, можно сказать, была связующим звеном в этом событии. Когда Дария Кутукова жила в селе Головщине Раненбургского уезда она выпекала просфоры для храмов некоторых сел (Головщина, Сезеново, Матвеевщина, Карповка, Зенкино), а также и для отца Илариона. Порою Дария хаживала для богомолья по святым местам. В 1817 г старица Дария была на богомолье в Задонском монастыре, где и встретила Иоанна Быкова (будущего Сезеновского затворника) у иеросхимонаха Агапита, повелевшего: "Дария! Возьми с собою этого дурака к Илариону, может быть, он ему на что-либо пригодиться". Дария не замедлила исполнить это предложение старца, т.к имела желание ради Бога послужить и старцу Илариону, и Иоанну. 

Приехав к отцу Илариону, Дария оставила юродивого Иоанна в сенях, а сама прошла в келию старца, чтобы сообщить о нем и просить взять его к себе в услужение. Провидев Духом Святым высокую подвижническую жизнь Иоанна, Иларион отозвался о нем с большим уважением, говоря: "Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить: он старее меня (т.е. более высокой духовной жизни, на самом деле Иларион был старше Иоанна на 17 лет)". С этими словами старец послал Иоанну стакан холодного чая, чтоб он напился. 

Отец Иларион благословил князя Несвицкого (владевшего селом Сезеново) взять Иоанна и дать ему приют в своем доме. Так началась жизнь Иоанна в Сезеново.
В начале подвижнической жизни Иоанн руководствовался наставлениями старца Илариона, который предупреждал затворника об искушениях от лукавого. Хотя о. Иларион, по глубокому смирению своему, считал себя ниже Иоанна в жизни духовной, однако он, как прошедший собственным опытом многочисленные и разнообразные искушения от врага спасения, не переставал зорко следить за молодым подвижником. Вот один из примеров духовной связи подвижников. В келии у Иоанна находилась икона 12-ти годовых праздников; по числу этих праздников он устроил 12 лампад и зажигал их все в каждый двунадесятый праздник.

Однажды Иларион послал к Иоанну келейника с предупреждением: "Скоро наступит праздник, и будет тебе искушение. Во время молитвы в келии твоей пронесется вихрь, лампады перед святыми иконами погаснут, затем зажгутся сами собой. Но ты их так не оставляй - сразу погаси, а потом достань огня из печки и с молитвой опять зажги. И стой твердо, веруя, что Господь не попустит тебе испытания выше твоих сил". За такую предупредительность Иоанн послал своему духовному наставнику с его келейником земной поклон и благодарение и смиренно просил, чтобы отец Иларион не оставил его в искушении, но помолился о нем Господу. Все, что предсказал старец Иларион, сбылось в свое время, а так как ученик был уже наставлен, он поступил согласно мудрому совету и таким образом отклонил искушение врага. Когда погаснувшие лампадки должны были сами собой возжечься, Иоанн, по неопытности в жизни духовной в начале своих подвигов, мог счесть этот явленный огонь за благодатный - за особое знамение к нему Божиего благоволения и при этом помыслить о себе, что он заслужил у Господа эту благодать, что он велик пред Богом. Одна такая горделивая мысль была бы для Иоанна падением, но как легко подвижнику пасть, так весьма трудно восстать. Старец Иларион уберег затворника и от страха, и от обольщения, а сильное вражеское искушение послужило затворнику предостережением в его духовной жизни.

Эта духовная связь двух преподобных и богоносных отцов продолжалась до 1839 года - года блаженной кончины затворника Иоанна.

Старец Иларион окончил свой земной путь на 90-м году жизни 5 (18) ноября 1853 года. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранятся документы с записями о кончине затворника: письмо близких старцу сестер Голдобиных супругам Ключаревым 5 ноября 1853 года и рапорт Тамбовскому губернатору от Лебедянского земского суда о кончине и погребении затворника Илариона, 1853 год.

Память преподобного Илариона совершается 30 июня (13 июля) – обретение мощей, 5 (18) ноября – день кончины. В эти дни при большом стечении паломников, совершаются торжественные архиерейские богослужения.


Завтра, 12 октября, в 9:00 в Свято-Димитриевском Иларионовском женском монастыре села Троекурово у мощей преподобного Илариона состоится праздничная Божественная Литургия, которую возглавит Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Арсений.


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее