Праздник Казанской иконы Божией Матери

Праздник Казанской иконы Божией Матери

Престольный праздник Сезеновского Иоанно-Казанского монастыря

2.JPG

Празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, в честь Ее ико­ны, име­ну­е­мой «Ка­зан­ская», уста­нов­ле­но в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние Моск­вы и всей Рос­сии от на­ше­ствия по­ля­ков в 1612 го­ду. Ко­нец ХVI и на­ча­ло ХVII сто­ле­тия из­вест­ны в ис­то­рии Рос­сии как Смут­ное вре­мя. Стра­на под­верг­лась на­па­де­нию поль­ских войск, ко­то­рые глу­ми­лись над пра­во­слав­ной ве­рой, гра­би­ли и жгли хра­мы, го­ро­да и се­ла. Об­ман­ным пу­тем им уда­лось овла­деть Моск­вой. По при­зы­ву свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на (па­мять 12 мая) рус­ский на­род встал на за­щи­ту ро­ди­ны. В опол­че­ние, ко­то­рое воз­глав­лял князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский, был при­слан из Ка­за­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский (па­мять 21 сен­тяб­ря) в «Сло­ве на день яв­ле­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ка­за­ни» (празд­но­ва­ние 8 июля) го­во­рил: «Из­бав­ля­ет Ма­ти Бо­жия от ве­ли­ких бед и зол не ток­мо пра­вед­ныя, но и греш­ныя, но ко­то­рыя греш­ныя? Ты я, иже воз­вра­ща­ют­ся к От­цу Небес­но­му яко блуд­ный сын, воз­ды­ха­ют би­ю­щи пер­си своя, яко мы­тарь, пла­чут у ног Хри­сто­вых, яко греш­ни­ца, омо­чив­шая но­зе Его сле­за­ми, ис­по­ве­да­ние Ему при­но­сят, яко на кре­сте раз­бой­ник. На та­ко­вая греш­ныя Пре­чи­стая Бо­жия Ма­ти при­зи­ра­ет и уско­ря­ет на по­мощь им, и от ве­ли­ких бед и зол из­бав­ля­ет».

Зная, что бед­ствие по­пуще­но за гре­хи, весь на­род и опол­че­ние на­ло­жи­ли на се­бя трех­днев­ный пост и с мо­лит­вой об­ра­ти­лись к Гос­по­ду и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри за небес­ной по­мо­щью. Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на. От на­хо­див­ше­го­ся в пле­ну у по­ля­ков свя­ти­те­ля Ар­се­ния (впо­след­ствии епи­ско­па Суз­даль­ско­го) при­шла весть, что ему в ви­де­нии бы­ло от­кры­то о пе­ре­мене су­да Бо­жия на ми­лость, по за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Де­вы. Во­оду­шев­лен­ные из­ве­сти­ем рус­ские вой­ска 22 ок­тяб­ря 1612 го­да осво­бо­ди­ли Моск­ву от поль­ских за­хват­чи­ков. Празд­но­ва­ние в честь Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы уста­нов­ле­но в 1649 го­ду. И до на­ших дней эта ико­на осо­бо по­чи­та­ет­ся рус­ским пра­во­слав­ным на­ро­дом.

Напомним, что икона Божией Матери была явлена в 1579 году в Казани, незадолго перед этим (в 1552 году) завоеванной Царем Иоанном Грозным столице Казанского ханства. Обретение иконы происходило при непосредственном участии священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея России (1606-12), в то время приходского священника, который составил тропарь иконе «Заступнице усердная». Он благословил ополчение Минина и Пожарского взять себе в Покровительницы икону Казанской Божией Матери, которая и находилась в стане их войска.

Празднование Казанской иконе Божией Матери, установленное в память первой победы вначале совершалось только в Москве, но в 1649 г. повелением Царя Алексея Михайловича, в честь рождения во время всенощного бдения под Казанскую наследника Димитрия, было указано «праздновать Казанской иконе во всех городах во вся годы», что с тех пор и делается. Сразу же по окончании смуты князь Дмитрий Пожарский построил храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, где был поставлен список с иконы. Подлинник иконы хранился в Казани до 1904 г., когда святыня была похищена злоумышленниками и судьба ее с тех пор неизвестна.

Идея праздновать день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — сказал тогда Патриарх Алексий.

23 ноября 2004 г. члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат. «Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие». На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили только коммунисты.

С 2005 года праздник День народного единства отмечается ежегодно.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее