Преполове́ние Пятдеся́тницы наста́ день

Преполове́ние Пятдеся́тницы наста́ день

IMG_2022.JPG

Милостью Божией мы достигли праздника Преполовения Пятидесятницы, который отмечается ровно на середине пути от Пасхи до Дня Святой Троицы, иначе Пятидесятницы. Радость о Воскресшем Господе соединяется в нем с ожиданием схождения Духа Святого на апостолов.

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь призывает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7, 37–38). Вкусивший живой воды Христова учения и Божественной любви уже не в силах удержать их в себе, но изливает их в мир, указывая и ближним путь к стяжанию благодати.

Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

В Сезеновской обители после Божественной литургии священник монастыря иерей Артемий Зиборов совершил малый чин освящения воды, а затем по традиции духовенство, сестры и прихожане прошли крестным ходом вокруг территории монастыря с окроплением зданий, земель, насаждений.


История праздника

День Преполовения Пятидесятницы был установлен довольно рано. Он берет начало в евангельском рассказе об участии Иисуса Христа в ветхозаветном празднике кущей. Последний был связан с воспоминаниями о временах, когда евреи во время странствования по пустыне жили в шалашах — кущах, и продолжался восемь дней. Также он назывался праздником собирания плодов, поскольку совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ. В новозаветной истории, описанной евангелистом Иоанном, в середине (преполовении) праздника кущей Иисус приходит в Иерусалимский храм, где учит собравшихся и толкует закон, да так, что люди поражаются: как Он знает Писания, не учившись? (Ин 7:15). Именно в память об этом событии Церковь установила праздник Преполовения Пятидесятницы.

В этом празднике соединяется радость от Воскресения Христова, которое Церковь продолжает праздновать в эти дни, и грядущего Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Важный образ Преполовения — вода как символ благодати Св. Духа. Продолжая рассказывать об участии Иисуса Христа в празднике кущей, евангелист Иоанн пишет, что в последний праздничный день Спаситель воззвал к народу: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, — и далее уточняет: — Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37–39).

О воде Иисус говорит не случайно. В древний праздник кущей, который, как было сказано выше, совпадал с завершением сбора урожая, совершалась церемония изливания воды, взятой из купальни Силоам, на жертвенник Иерусалимского храма. Одновременно люди молились Богу об обильных дождях и благоприятной погоде в будущем году. Обращаясь к людям, собравшимся на праздник, Иисус переводит фокус их внимания от воды как источника физической жизни к воде как образу благодати Святого Духа, которая будет изливаться на людей, объединенных во Христе в Его Церковь. Обращая внимание на этот образ, в Преполовение Пятидесятницы церковный Устав предписывает по окончании литургии совершать малое освящение воды, а в тропаре праздника мы просим Бога «напоить жаждущую душу водами благочестия».

Преполовение Пятидесятницы — что это за праздник?
Образ Преполовения

Интересно, что основой для иконографического сюжета праздника Преполовения стал не описанный эпизод участия Иисуса в празднике кущей, а рассказ евангелиста Луки о паломничестве Святого семейства с 12-летним Иисусом в Иерусалим на праздник Пасхи. По окончании праздника Мария и Иосиф покинули город вместе с большой толпой паломников и только через день заметили, что Сына с ними нет. Три дня они искали Его где только можно, а затем обнаружили в храме, где мальчик беседовал на равных с учителями закона, которые дивились разуму иответам Его (Лк 2:47). На упрек матери: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» — Он ответил: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48–49).

На иконе юный Иисус сидит на возвышении, которое напоминает трон. В одной руке Он держит свиток, другая чуть поднята вверх, что в иконописной символике указывает на беседу. Вокруг возвышения сидят учителя закона, жесты и позы которых также отражают их активное участие в общем разговоре. Чаще всего на Иисусе золотые ризы — знак Его Божественного достоинства. За возвышением видны архитектурные формы, которые символизируют Иерусалимский храм.


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее