14 Февраля 2025 Пятница
Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона.
8:00 – Часы. Божественная Литургия.
16:00 – Всенощное бдение.
Мысли на каждый день года. Святитель Феофан затворник
Преполове́ние Пятдеся́тницы наста́ день
Милостью Божией мы достигли праздника Преполовения Пятидесятницы, который отмечается ровно на середине пути от Пасхи до Дня Святой Троицы, иначе Пятидесятницы. Радость о Воскресшем Господе соединяется в нем с ожиданием схождения Духа Святого на апостолов.
В сегодняшнем евангельском отрывке Господь призывает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7, 37–38). Вкусивший живой воды Христова учения и Божественной любви уже не в силах удержать их в себе, но изливает их в мир, указывая и ближним путь к стяжанию благодати.
Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.
Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».
В Сезеновской обители после Божественной литургии священник монастыря иерей Артемий Зиборов совершил малый чин освящения воды, а затем по традиции духовенство, сестры и прихожане прошли крестным ходом вокруг территории монастыря с окроплением зданий, земель, насаждений.
История праздника
День Преполовения Пятидесятницы был установлен довольно рано. Он берет начало в евангельском рассказе об участии Иисуса Христа в ветхозаветном празднике кущей. Последний был связан с воспоминаниями о временах, когда евреи во время странствования по пустыне жили в шалашах — кущах, и продолжался восемь дней. Также он назывался праздником собирания плодов, поскольку совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ. В новозаветной истории, описанной евангелистом Иоанном, в середине (преполовении) праздника кущей Иисус приходит в Иерусалимский храм, где учит собравшихся и толкует закон, да так, что люди поражаются: как Он знает Писания, не учившись? (Ин 7:15). Именно в память об этом событии Церковь установила праздник Преполовения Пятидесятницы.
В этом празднике соединяется радость от Воскресения Христова, которое Церковь продолжает праздновать в эти дни, и грядущего Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Важный образ Преполовения — вода как символ благодати Св. Духа. Продолжая рассказывать об участии Иисуса Христа в празднике кущей, евангелист Иоанн пишет, что в последний праздничный день Спаситель воззвал к народу: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, — и далее уточняет: — Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37–39).
О воде Иисус говорит не случайно. В древний праздник кущей, который, как было сказано выше, совпадал с завершением сбора урожая, совершалась церемония изливания воды, взятой из купальни Силоам, на жертвенник Иерусалимского храма. Одновременно люди молились Богу об обильных дождях и благоприятной погоде в будущем году. Обращаясь к людям, собравшимся на праздник, Иисус переводит фокус их внимания от воды как источника физической жизни к воде как образу благодати Святого Духа, которая будет изливаться на людей, объединенных во Христе в Его Церковь. Обращая внимание на этот образ, в Преполовение Пятидесятницы церковный Устав предписывает по окончании литургии совершать малое освящение воды, а в тропаре праздника мы просим Бога «напоить жаждущую душу водами благочестия».

Интересно, что основой для иконографического сюжета праздника Преполовения стал не описанный эпизод участия Иисуса в празднике кущей, а рассказ евангелиста Луки о паломничестве Святого семейства с 12-летним Иисусом в Иерусалим на праздник Пасхи. По окончании праздника Мария и Иосиф покинули город вместе с большой толпой паломников и только через день заметили, что Сына с ними нет. Три дня они искали Его где только можно, а затем обнаружили в храме, где мальчик беседовал на равных с учителями закона, которые дивились разуму иответам Его (Лк 2:47). На упрек матери: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» — Он ответил: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48–49).
На иконе юный Иисус сидит на возвышении, которое напоминает трон. В одной руке Он держит свиток, другая чуть поднята вверх, что в иконописной символике указывает на беседу. Вокруг возвышения сидят учителя закона, жесты и позы которых также отражают их активное участие в общем разговоре. Чаще всего на Иисусе золотые ризы — знак Его Божественного достоинства. За возвышением видны архитектурные формы, которые символизируют Иерусалимский храм.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают
сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном
обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com
История монастыря
Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...