Пять правил о пасхальной радости

Пять правил о пасхальной радости

Радость жизни с Богом в душе – это вечная радость; здесь начинаясь, она не знает конца.

Вспомним, как воспринимали радостную весть Воскресения Христова первые свидетели этого славного события.

Первыми узнали об этом жены-мироносицы. Им явился Воскресший Спаситель, и они бежали к ученикам, еще находившимся в состоянии смущения и скорби, бежали трепетные, с горячим волнением в своих сердцах: «Христос воскрес!» Они сказали об этом апостолам. Петр и Иоанн поспешили ко гробу, изумленные этой вестью; вошли во гроб и увидели одни пелены и лежащий отдельно плат, который был на главе Спасителя. Как говорит святой евангелист, они шли обратно, «дивяся бывшему» (Лк. 24:12), размышляя в себе: точно ли Он воскрес?

«Воскрес Христос», – сказала первосвященникам и книжникам стража, приставленная ко гробу Господню. Те, услышав об этом, дали денег воинам, сказав им, чтобы они распространяли слух, будто ученики украли ночью тело Иисуса.

«Не поверю, что он воскрес, – сказал апостол Фома, – пока сам не увижу на руках Его язвы гвоздиные и не вложу персты свои в эти язвы!»

Так неодинаково была воспринята весть о воскресении Христовом в первые часы после этого священного события.

Но уже на другой и в последующие дни, а для апостола Фомы в восьмой день, когда Воскресший Спаситель начал являться апостолам, радость о Воскресшем Господе, вера в Его воскресение стала заполнять души учеников Христовых.

Он воскрес! Это была радость, превосходящая всякую другую радость. Окончились дни, часы страданий, недоумений, скорби и слез. Наступила радость полная, совершенная – радость о Господе Воскресшем согласно пророчествам и предречению о том Самого Иисуса Христа. И эта радость стала верой множества миллионов человеческих сердец.

Радость воскресения Христова дошла и до нас. Мы веруем в воскресение Христово и радуемся о Воскресшем не только потому, что об этом говорят нам святое Евангелие и творения святых людей, но потому, что радость мироносиц и апостолов через ряд духовных поколений дошла и до нас, – та самая радость, которую они переживали и о которой рассказывали и проповедывали людям.

Эта радость о воскресении Христовом – главная и основная радость в жизни христианина. Она – источник всех других радостей, какие носит в себе и какими живет истинно верующее сердце.

Воскресение Христово озарило весь мир светом истины, оно удостоверило нас в том, что Иисус Христос есть вечная истина; что слово Его, записанное апостолами в Евангелии, истинно и неложно.

Мы радуемся о Воскресшем Господе потому, что это величайшее событие открыло собою новую страницу в истории всего человечества.

Воскресший Спаситель соделал верующих в Него, тех, кто идет за Ним, отзываясь на Его голос, самыми счастливыми людьми на земле, свободными духом, добровольно отдающими себя под иго заповедей Христовых, которые являются для нас не тяжестью, не бременем, а радостным исполнением воли Божией, источником счастья и мира.

Что для человека является самым тяжелым, самым страшным в его земной жизни? Конечно, смерть. Но мы знаем, что загробная жизнь – это не бездонное море, в котором тонут все, кто плавает по волнам житейским. Это не бездна, в которую погружаются, не находя дна и конца, человеческие мысли. Загробная жизнь – это Царство вечной радости и вечной славы для всех, кто откликается на зов своего Небесного Отца. Там пребывают бесчисленные соборы ангелов; там души всех верных детей Божиих, и туда ждет всех нас Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. И истинный христианин, радуясь о Воскресшем Спасителе, свой духовный взор поднимает к Небу с особой благоговейной любовью: ведь вход в вечное Царство славы и блаженства нам открыт силой и могуществом Воскресшего Господа Спасителя.

Святая Церковь прославляет Воскресшего Господа во все воскресные дни церковного года. Но в дни Пасхи Христовой мы прославляем Воскресшего Спасителя особо торжественно, особо радостно. Это потому, что наша земная Пасха, которую мы празднуем, является в какой-то степени отображением Пасхи вечной, какую будут праздновать у Господа Его верные дети.

О, да сподобит всех нас Воскресший Господь великий Своей милости: чтобы мы, прославляющие Его Светлое Воскресение здесь, на земле, праздновали бы вечную Пасху и в жизни будущего века!

Христос воскресе! – Воистину воскресе!

Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.


По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?


Протоиерей Константин Островский
Источник: Милосердие.Ru


Фото с сайта radiovera.ru
Фото с сайта radiovera.ru

    

Мы говорим с благочинным Красногорского округа, протоиереем Константином Островским:

Обидно, когда после всех трудов Великого поста пасхальная радость, не успев согреть душу, быстро улетучивается. Мы грустно едим свой законный шашлык и печально смотрим наконец-то дозволенный сериал. Но, может быть, наша грусть не о том?

Радость не зависит от праздника

То, что мы сразу после Пасхи возвращаемся к своим привычкам, от которых отказались на время Великого поста, совершенно обыкновенно для грешных людей. Отец Константин считает, что такое духовное отступление в порядке вещей.

«Так Бог показывает нам наши немощи, чтобы мы смирились. Многое из того, что есть в человеке хорошего, отравлено гордостью. С каждым это происходит в той мере, в которой он гордился своими духовными достижениями».

Конечно, нам обидно, что с пользой проведенное время поста потом так быстро и бездарно можно растратить. Но разочарование наступает не потому, что мы потеряли что-то хорошее и ценное, а потому что думали, что мы в состоянии это ценное сохранить, стать хорошими навсегда. Думали, что нам это под силу.

«Феофан Затворник пишет, что для смиренного, когда он впадет в какое то малое согрешение, это не неожиданная новость. А для человека гордого это неожиданно».

И он может впасть в уныние, — отец Константин уверен, что так Господь нас воспитывает, а наша главная задача смиряться. Тогда наступит в душе мир и радость, которая уже не будет зависеть от праздников или будней.

— Жизнь каждого человека у Бога в руках. Каждого из нас. Чтобы человек всей душой это ощутил, надо полностью себя предать воле Божией, чтобы единственным желанием было творить волю Божию. Ну а что-то Господь в нас оставляет для воспитания, чтобы по мере смирения утешать, а по мере возношения смирять».

Фото: photosight.ru
Фото: photosight.ru

    

Радость не терпит гордости

Наша гордость, по мнению отца Константина, примешивается ко всему в нашей жизни, многое в нас ею отравлено, поэтому для нас духовная радость, так же как и настоящее покаяние, мимолетны: «Мы не умеем радоваться о Боге, потому что всегда радуемся еще немного и о себе: вот какой я хороший. Как Я хорошо помолился, как Я переживаю, МОЯ скорбь о страстях Христовых, МОЯ радость на Пасху… Вот в наших душах радость и не удерживается, как в дырявых сосудах».

Серафим Саровский всем искренне при встрече говорил «Христос Воскресе!». Он постоянно свидетельствовал о Воскресении Христовом, и в Пасху и не в Пасху, потому что он искренне верил и чувствовал, что пасхальная радость всегда с нами.

Большинство из нас так Пасху не чувствуют и это нормально. Совсем не обязательно как-то искусственно создавать в себе такое чувство. «Чтобы не было разочарований, надо заранее признать: я не Серафим Саровский, я не могу всем искренне говорить «Христос воскресе!», — говорит отец Константин.

— Сейчас много пишут о радости. Мол, почему наши христиане все такие мрачные, ведь Господь призывал всех радоваться. Я считаю, что пропагандировать радость в корне не верно. Мы пришли в храм, чтобы вместе помолиться и причаститься Святых Христовых Тайн, в этом проявляется наше церковное единство, а не в чувствах. Это и есть Церковь.

Насаждать в себе какие то чувства – опасная ошибка. Такие чувства будут ложными. Многие святые отцы даже советовали скрывать от окружающих дар особой духовной радости, если Господь его даст».

Фото: infovoronezh.ru
Фото: infovoronezh.ru

    

Радость не ищет сама себя

На самом деле Церковь дает нам все для нормальной, а не искусственно культивированной радости.

Даже если просто ходить на Светлой или на Страстной неделе в храм, то всегда можно почувствовать нужное настроение.

Многие читали Евангелие, и даже не очень сосредоточившись, все же могут понять, о чем речь идет в содержании песнопений, что выражают мелодии богослужения.

Наши отношения с Богом гораздо глубже наших эмоций.

Отец Константин приводит такой пример: «Многодетная мать устала. Она изнемогла и хочет только спать. Но это же не значит, что она ребенка не любит, или в этот момент любит меньше, чем когда с ним тетешкается и ему улыбается.

Мы знаем, что и святые были в разных состояниях. Были святые, подвиг которых был всегда на виду, а были и такие, которые не несли каких то особенных внешних подвигов, но тем не менее достигли совершенства и прославлены Богом. Яркий пример преподобный Досифей. Он среди своих собратьев монахов внешне ничем не выделялся. Никто и не замечал, что он нес великий подвиг послушания. Отсек свою волю ради воли Божией».

Фото: photosight.ru
Фото: photosight.ru

    

Радость нельзя заработать

После ночной службы, как известно, все разговляются. Треск яичной скорлупы, запах колбасной нарезки, радостные объятия и тосты… Дожили! А впереди еще шашлыки на дачах, новинки в кинотеатрах, наконец-то нормальный рок в наушниках, а не суррогат «из классики». Такое впечатление, что мы считаем церковную жизнь своей обязанностью, а Великий Пост – затяжной шахтерской сменой.

Когда приходит время праздника, наступает пересменок: мы снимаем каску, смываем с лица угольную пыль и идем в кузбасские степи пить, «гудеть» и веселиться до следующей смены. А ведь время поста, как и возможность молиться на Литургии, причащаться, как все, что есть в Церкви – великий дар Бога нам, а не наша обязанность перед Ним.

Отец Константин считает, что этим дарам надо радоваться и благодарить Бога даже за несколько часов пасхального счастья:

«Время поста Бог ослабляет путы страстей, которыми мы связаны. Пост – это дар Церкви и дар всем нам.

Пасхальная радость после поста – тоже дар и свидетельство о реальности Божией благодати. Чтобы в будущем, когда радость отнимется, а она обязательно отнимется, мы помнили ее, помнили, что на самом деле можно радоваться Воскресению Христову».

Фото: vseverske.info
Фото: vseverske.info

    

Радость живет надеждой

Наши чувства недолговечны и слабы, они нас обманывают. Немного вкусили пасхальной радости, но достаточно двух фильмов и трех вечеров в гостях, и радость оказывается не радостью, а печалью по поводу собственной слабости. Как держать равновесие? Не унывать, но и не умиляться своему смирению – вот я немощный такой, Господи, что же со мной делать, смирюсь с тем, что я не Серафим Саровский, пойду следующую серию сериала посмотрю!

Отец Константин говорит, что нужно не только смирение, но и покаяние: «Надо не просто осознавать, что не можешь удержаться от зрелищ, но и каяться в этом, а не унывать и отчаиваться. Вот представьте себе узника концлагеря, который входит в повстанческий комитет, готовит восстание. Но пока идет подготовка к восстанию, он же ходит работать на фашистские заводы! Конечно, не с восторгом ходит, но с ожиданием и с надеждой, что скоро восстание, и с помощью Красной армии восстание победит.

В нашем случае с помощью Божией обретается свобода от страстей. Так и нам надо не просто принимать себя с нашими немощами, но при этом молиться Богу, просить, чтобы Он укреплял нас в борьбе. «Я провел Светлую неделю бездарно, смотрел всякую ерунду, не помнил о Боге, теперь во мне нет радости Воскресения Христова. Но я верую в Него, я верю, что Господь меня исправит и, как бы это не было болезненно, пробудит мое сердце для любви и радости».


Протоиерей Константин Островский
Текст Ирина Сечина

Источник: Милосердие.Ru


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее