Слово на Преображение Господне

Слово на Преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Придите взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его» — такими словами Святая Церковь обращается сегодня к нам, дорогие братия и сестры, созывая в храмы для совместного чествования и особого провождения великого праздника — Преображения Христова.

Праздник этот прямо говорит нам о необходимости личного участия каждого из нас в деле своего спасения. Говорит он о деятельном сотрудничестве — синергии, соработничестве с Господом в деле своего преображения, в деле изменения греховного состояния и возвращения к первозданной чистоте. Помним мы, что Бог смотрит на нас и не видит ни наших добродетелей, ни наших успехов (которых может и не быть), но в глубине всякого человека Он видит сияющий Свой образ, который может вырасти и заполнить всё с помощью преображения. Но для этого необходимо нам самим потрудиться.

Что преображение, изменение образа греховного и возвращение к образу Божьему, связано с очищением, чистотой, — об этом напоминает и сегодняшнее Евангельское чтение, и белые облачения священнослужителей, и сам образ Христа Преобразившегося на иконе праздника.

Господь, взяв своих самых близких учеников — Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. Что это была за гора, из евангельского повествования мы не знаем, но церковное предание еще со времен равноапостольной императрицы Елены указывает на Фавор. Об этом поется и в сегодняшних богослужебных песнопениях — «днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия».

Преподобный Анастасий Синаит восклицает «Ради сей горы скачут горы, ради неё радуются холмы, для неё расцветают долины, её украшают потоки, ей рукоплещут реки, ей воздают почести моря, она оглашается тучами, ей щебечут птицы, сия гора — область таинства, сие место неизреченного, сия скала — скала сокровенного, сия вершина — вершина небес. Здесь Царствия символы предобразованы, здесь таинство Распятия предречено, здесь Царствия открылась красота, здесь Второго славнейшего пришествия Христова явилось снисхождение, сия гора осенилась сиянием праведных, на ней, словно настоящие, изображены будущие блага. Сия гора провозвестила через облако, явившееся на ней, будущее восхищение праведных на облацех. Сия гора показала ныне самый подлинный наш образ и наше сообразие Христу».


Во время молитвы на этой горе просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2), а затем явились пророки Божии Моисей и Илия и беседовали со Христом. Проснувшиеся апостолы именно через содержание беседы поняли, с кем общается их Учитель.

Пророки Божии Моисей и Илия — что объединяет их, кроме пламенной веры и служения Истинному Богу? Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что они «оба были люди простые, и притом один был косноязычен и худогласен, а другой вел жизнь суровую. Оба отличались нестяжательностью, потому что ни у Моисея ничего не было, ни Илия ничего не имел, кроме милоти». Обоим часто приходилось при земной жизни по гласу Божию восходить горе, то есть наверх — на вершины гор, а после смерти также на горе — но не Кармиле и не Синае, а на «Горе Божией, горе тучной, горе усыренной» — предстать одесную и ошуюю явившегося во славе Господа.

Один из них с горы Кармиловой вознесен на небо огненной колесницей, и верим, что придет еще в последнюю годину обличить лукавство диавольское и безумие человеческое, второй же взошел с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор. 34, 1). Там он и умер, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).Так что мы не можем с вами поклониться гробницам и мощам ни Моисея, ни пророка Илии.

Но самое важное сходство этих дивных мужей открывают нам читанные вчера паремии. Моисей в земной жизни своей хоть и беседовал с Господом лицом к лицу, но не видел образа его, а только в каменной расщелине горы Синайской видел сзади прохождение Его. Илия Фесвитянин узрел также Господа, но как мимоидущего, видел Господа в гласе хлада тонка (3 Цар.19, 11), то есть в легком дуновении, мы же, как и апостолы Петр, Иоанн и Иаков, можем в своем телесном состоянии узреть Славу Господа. Узреть ее и сравнить со своим состоянием, почувствовать не только свою нечистоту и скверну, но вспомнить о своем призвании — призвании творению из праха земного уподобиться своему Предвечному Творцу.


И если у кого из нас, сподобившихся великой милости Божией, была эта незабываемая встреча с Богом, встреча лицом к лицу, тот поймет слова испугавшегося на горе Фаворской апостола Петра Господи! хорошо нам здесь быть ! (Мф. 17, 4). Как мудро объясняет это блаженный Иероним Стридонский: «Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте».

Мы же, лежащие в тине своих страстей, пока видим Господа как бы сквозь тусклое стекло, верим, что тогда же — когда Господь нам это подаст — тогда лицем к лицу предстанем перед Ним. Не надо нам, осознающим свою греховность, уподобляться пророку Моисею, просившему Бога явиться ему Своим Ликом. Слово Божие не устаревает и не меняется, не подстраивается под человека и Его капризы: не возможеши видети лице Мое, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Если осознаем мы в себе неприязнь к ближним, раздражительность и обидчивость, зависть и памятозлобие — то как могли бы перед Явившимся нам Всепрощением и Любовью устоять бы на суде? Вряд ли мы бы посмели сказать «Хорошо нам здесь быть, сделаем же себе и Тебе кущи», но убежали бы от стыда и позора в пещеры и в ущелья гор и возопили бы горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица этой Любви.

Не может быть встречи с Богом без личного преображения, действа, напрямую зависящего от нас. Как это сделать, говорит Священное Писание. Господь словами ветхозаветного евангелиста — прока Исайи — прямо указывает нам: Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю , но для этого сперва Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 16 — 17).

Послушаем мы глас Божий и начнем дело своего Преображения. Как Господь с апостолами всходил на гору для молитвы — так и мы будем стараться «восходить горе», то есть отрывать свои умы и сердца от низменного, тленного и вредного и через молитву устремлять их к Богу, будем не забывать каяться в своих грехах и через это очищать, делать снова белой — как снег горы Ермон — одежду своей души и утучнять ее добродетелями — как плодородна почва горы Фавор. И сейчас, причастившись Святых Таин Христовых, покушав после общей молитвы освящённых яблочек и прочих плодов нового урожая, «укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се, Бог наш суд воздает и воздаст, той приидет и спасет нас». Аминь.

Иеромонах  Силуан (Никитин)
19 августа 2017 г.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее