В рамках Рождественских чтений состоялась работа секции "Древние монашеские традиции в условиях современности"

В рамках Рождественских чтений состоялась работа секции "Древние монашеские традиции в условиях современности"

IMG_0133.JPG

5 декабря 2023 года в рамках Регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений "Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего" в Свято-Димитриевском Иларионовском епархиальном женском монастыре с. Троекурово состоялся круглый стол на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности». В данном мероприятии приняли участие члены епархиального отдела по монастырям, игумении и насельники епархиальных монастырей.

Открывая работу круглого стола, руководитель отдела по монастырям и монашеству Елецкой епархии, настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского  женского монастыря игумения Феофания (Проценко) рассказала собравшимся о недавно прошедшем в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы собрании ответственных за епархиальные монастыри. Участники круглого стола обсудили важные вопросы жизни обителей, затронутые на данном мероприятии. 


IMG_0104.JPG

Настоятельница Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского епархиального женского монастыря игумения Матрона (Брыксина) представила собравшимся доклад на тему: «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества".

IMG_0108.JPG

В своем докладе матушка отметила особые труды в сохранении святоотеческих традиций духовных писателей и учителей Христианской жизни: святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана, Затворника Вышенского.

Творения епископа Игнатия внесли большой вклад в обновление христианской жизни и особенно монашества в России. Посредством своих духовных писаний он не только распространял духовный опыт собранный в «Добротолюбии», являющийся основой исихазма, но и свидетельствовал о нем своей жизнью.

Огромную ценность представляют труды по аскетике епископа Феофана, затворника Вышенского. Главная их тема – душа, предстоящая Богу в сокрушении, покаянии и молитве. Труды святителя проникнуты живым святоотеческим духом. Затворнический подвиг открыл святому глубины человеческой души, и он щедро делился плодами своего опыта с другими.

В своем сообщении игумения Матрона упомянула и творчество мастера иконографии преподобного Андрея Рублева, чей творческий гений стал отражением высочайшей духовной жизни и молитвенного подвига. Троица Рублева стала символом духовного и национального единства всей Руси.


Доклад настоятельницы Лебедянского Свято-Троицкого епархиального женского монастыря игумении Гликерии (Соболевой): «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни».

IMG_0124.JPG

В своем докладе матушка отметила, что монашествующие испытывают на пути спасения особую брань от врага рода человеческого. Свт. Феофан Вышенский в своих писаниях предупреждает: «Всякому, начинающему искать спасения, нельзя браться за это дело самому или содевать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого же раза надо отдать себя в науку о сем», «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем… так и новорожденному в духе нужны… руководитель и руководство».

Наставник монашества прп. Варсонофий Великий так назидал учеников своих: «Если хочешь не заблудиться в деле спасения, то не делай ничего без спроса у отцев духовных».

Каждый из старцев «прошел собственный путь послушника к своему авве. Отсюда – глубокое знание человеческой души, всех ее состояний, ведение путей борьбы со грехом и восхождения к Богу».

Далее матушка обратила внимание на роль прп. Паисия Величковского в утверждении монастырского старчества России, а также отметила особую роль старчества Оптиной пустыни.



Доклад насельницы Сезеновского Иоанно-Казанского епархиального женского монастыря монахини Силуаны (Димияновой): «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (на примере святителя Луки Крымского)».

IMG_0128.JPG

Любовь ко Творцу и сострадание к людям явились основополагающими факторами при выборе им жизненного пути. Достижения святителя в области медицины уникальны, его труды являются базовыми пособиями и сейчас. Но и богословские труды Владыки имеют огромное значение. В них соединяются естественно-научные познания и богословские рассуждения и обосновывается отсутствие противоречий между наукой и религией.

«Я полюбил страдания, так прекрасно очищающие душу» - пишет святитель Лука. И отмечает их пользу для духовного совершенствования: «Последние мои тюремные страдания глубоко изменили меня. Стал я стал удивительно терпимым, кротким, тихим, совсем сгладилась моя былая резкость…»

Жизнь святителя Луки – яркий пример того, как любовь во Христе побуждает душу к освобождению от страстей и жизни по заповедям и становятся источником истинного творчества.


«Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)» -  доклад настоятельницы Елецкого Знаменского епархиального женского монастыря игумении Аркадии (Еньковой).

IMG_0132.JPG

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Писания святых отцов составлены все по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа».

Святой Нил Сорский замечает: «Если что случается мне предпринимать, и если не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь».

Сегодня в обителях чтение Священного писания и творений святых отцов занимает особое место в жизни иноков.

Творения святых отцов – это собрание многовекового святоотеческого аскетического опыта и изучение их несомненно приносит для монашествующих духовные плоды. Особенную пользу мы получаем, читая творения святых отцов, близких к нашему времени, т.к. имеем возможность применять их наставления к своему жительству. 


В результате двухчасовой встречи за круглым столом были заслушаны доклады и сообщения по самым актуальным вопросам современной монашеской жизни, обозначены наиболее острые проблемы, изложены примеры из живого монашеского опыта. Участники круглого стола обменялись мнениями и духовным опытом в решении вопросов, поднятых в ходе дискуссии.


IMG_0122.JPG

В завершении монашеского форума был зачитан итоговой документ работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности».

В заключении работы круглого стола монашествующие выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Преосвященнейшему епископу Елецкому и Лебедянскому Максиму за возможность организации подобных встреч и обсуждений, а также выступавшим за содержательные доклады и всем участникам форума за плодотворное обсуждение важных тем монашеской жизни.

После общей молитвы, участники собрания пропели "Вечная память"  Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, почтив 15-ю годовщину его блаженной кончины.



Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее