Вечная память схиархимандриту Серафиму (Мирчук)

Вечная память схиархимандриту Серафиму (Мирчук)

IMG_0002.jpg

 Сегодня в Сезеновской обители совершается сугубое молитвенное поминовение почившего  схиархимандрита Серафима (Мирчук) (+2005г),  духовного наставника старших сестер  монастыря. 

Во время Божественной Литургии была провозглашена заупокойная ектения, по окончании богослужения отслужена заупокойная панихида по батюшке.


В этом году исполнилось 18 лет  как отошел ко Господу схиархимандрит Серафим - мудрый пастырь, духовный отец, опытный наставник и учитель — для многих он являлся примером истинного святоотеческого благочестия. 

***

В свое время один старец, с которым общался отец Серафим, сказал: "Ты умрешь на Рождество...",  "... а на какое Рождество не сказал, - вспоминал батюшка, - то ли на Рождество Божией Матери, то ли на Рождество Иоанна Предтечи, или на Рождество Христово?.." Преставился схиархимандрит Серафим 11 января, а 13 января, в день отдания праздника Рождества Христова, было совершено его погребение.

*****

Схиархимандрит Серафим (в миру Василий Иларионович Мирчук) родился 10 мая 1936 года на Украине в городе Проскурове. Рано осиротев, Василий жил у родственников, утешаясь молитвой и верой в любовь Господню. После окончания начальной школы удалился в Почаевскую Лавру, где принял монашеский постриг с именем Валерий. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Почаевской обители.

В 1958 году отец Валерий рукоположен в сан иеродиакона. В 60-х годах во время тяжких гонений на почаевских иноков, по воле Божией, батюшка оказался в Воронежской епархии. В 1965 году иеродиакон Валерий был рукоположен в иеромонаха архиепископом Воронежским и Липецким Палладием (Каменским).

В феврале того же года его назначили настоятелем Михайло-Архангельского храма села Ячейка Воронежской области. В мае 1978 года в сане игумена отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.

Приехал отец Валерий в Ожогу, как оказалось, навсегда.

Под его руководством собирается женская общинка, которая жила по монашескому уставу, все насельницы были в тайном постриге, а одевались  как обычные прихожанки. Чтобы не привлечь внимания властей, храм ничем не отличался от остальных приходских церквей. Жили в маленьких каморках, похожих на сараи, при приходе уполномоченных всю молодежь прятали в домах верующих сельчан. Как в храме и на его территории был во всем порядок, так и во внутренней жизни общины все работало четко. Каждый день вычитывался полный богослужебный круг, а также монашеское правило по уставу, благословленному схимитрополитом Серафимом (Мажуга). Напевы и богослужебные традиции во многом были взяты из скита Почаевской Лавры, многое было заимствовано из практики других старцев. Например, батюшка часто говорил: «так служил отец Исаакий  (Виноградов)». Но отступлений от Типикона не допускалось.

Те уставы и монашеские традиции, которые были в дореволюционных монастырях, батюшка старался привить и в общине. Сохранялась тесная связь отца Серафима со старцами Глинской пустыни - митрополитом Зиновием (Мажуга), схиархимандритом Серафимом (Романцовым), схиигуменом Андроником (Лукаш) (ныне прославленными в лике святых). Батюшка пользовался советами старца Кукши Одесского.

В 1980 году отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Но все это не пробуждало гордости в отце Валерии. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.

В Ожогинской общине, как в обители, у каждого было свое послушание. Работала кухня и трапезная, где кормили и многочисленных прихожан. Был скотный двор - коровы, куры и даже свиньи. После 80-х гг. община стала заметно разрастаться. Увеличилось число насельников, стала приходить молодежь. Старые келии-сараи ломались и строились большие корпуса. Появилась прачечная, пекарня, просфорня, подвалы, большой сад и огороды. Всю территорию оградили забором, у ворот была привратница, из числа сестер.  Сестры стали одеваться в черное, ходить открыто с четками.  Появились старшая сестра, благочинная, казначея. За 30 с лишним лет пребывания отца Серафима на этом приходе из маленькой общины вырос настоящий женский монастырь.

Принимал батюшка всех, кто к нему обращался. Когда чувствовал духовную близость с пришедшим человеком, то говорил: «Да я как будто всю жизнь Вас знаю!» Мог прийти, разделить трапезу, долго беседовать. Если же приезжие были из тех, кто не стремится к духовной жизни, батюшка просил: «Покормите их и сразу же отпустите». 

Отец Серафим явно никого не обличал. Он просто начинал человеку что-то рассказывать вроде бы как о себе или о третьем лице, но когда гость возвращался домой, то осознавал, что это все говорилось о нем… Таким образом батюшка подсказывал, что и как надо делать, какой грех живет в душе, как надо с ним бороться.

Ночью батюшка почти не спал, – болел, но любил, чтобы ему читали жития святых, псалтирь или слушал духовные песнопения. Утром немного подремлет, и, если позволяли силы, начинает вести прием скорбящих, всех, кто приходил к нему со своими проблемами.

Пока мог, отец Серафим ходил в храм, потом батюшке сделали радиотрансляцию богослужений, чтобы он мог слушать службу в своей келье.

Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим  тратил  не только на благоустройство обители, но и  помогал строить храмы в окрестных селах, и их насчитывалось более десяти.

Сахарный диабет медленно и неуклонно подтачивал  организм батюшки. Стали отказывать почки, появились огромные отеки. Он нередко лежал в больницах в крайне тяжелом состоянии.
  
11 января 2005 года угас светильник Божий, просвещавший души людей светом Христовой веры и любви в тяжёлое и многотрудное время. 

Погребение батюшки Серафима совершалось при огромном стечении народа, приехавшего со всех концов России проводить в последний путь любимого отца и наставника, и походило на светлое духовное торжество.  Истинно слово Божие: "Аз прославляющих Мя прославлю" (1 Цар. 2,30). И как старец сей в жизни своей всех любил, так и кончиной многих на гроб свой собрал.

Многочисленные духовные чада батюшки запомнили его немногословным, мудрым, глубоким и рассудительным пастырем, посвятившим всю свою жизнь молитвенному монашескому подвигу и усердному и ответственному служению Церкви и людям.

Многие из духовных чад батюшки,  в последствие, стали архипастырями,  священниками, игумениями.  Под началом стареньких матушек-схимниц, имевших духовное окормление у старца, возрастает новое поколение монашествующих. Те  традиции, те монашеские устои, которые хранил приснопоминаемый отец Серафим, возрождаются во вновь открываемых обителях. 

 После смерти батюшки часть сестер, во главе с монахиней Феофанией (Проценко)  (ныне настоятельница Сезеновского монастыря), приехала на восстановление Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря. И те навыки, которые сестры приобрели, живя в послушании у старца, стали фундаментом для возрождения духовной жизни нашей обители.


Вечная память приснопоминаемому схиархимандриту Серафиму!

Фотографии из архива игумении Феофании 

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее