ВЕЛИКИЙ ПЯТОК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Лк. 23, 34

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.

На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, – и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2


Проповедь епископа Арсения в Великий Пяток. 25 апреля 2008 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня не солнце лучи сокрыло. Сегодня больше ― Творец солнца в гроб заходит. Сегодня Спаситель мира, исполняя дела любви Свои, в полноте страдает ради спасения рода человеческого и плотью Своею растерзанною, снятою со креста, полагается во гробе, преходя врата смертные, чтобы мы смерти не боялись, потому что за этой смертью ожидается Его Святое Воскресение.

Но радость о Воскресении ― она ещё будет. Она хранится с надеждой в сердцах верующих. Но в сегодняшний день сердце каждого человека погружено во мрак печали, во тьму величайшей скорби. И скорбь эта связана с теми событиями, которые воспоминает сегодня Святая Церковь. Нет, они не отдалены от нас двумя тысячелетиями, они не отдалены от нас самим местом географически, они не отдалены от нас, потому что и мы являемся участниками страданий Христовых и Его Святого Воскресения в своих бессмертных душах.

Каждый сегодня, слушая слова Святого Евангелия о распятии Господнем и о Его страданиях, и о Его погребении, говорит каждый по отношению к себе словами канона Страстей Христовых: «Знаю, Господи, знаю, кто повинен в страсти Твоей: аз, я многими грехами своими распял Тебя».

Не было бы грехов наших, если бы прародители наши не согрешили, если бы они не отступили от Бога, а потом и всё поколение, которое родилось от них, и не было бы такого страдания, не было бы страдания Самого Бога, не было бы той величайшей скорби и той величайшей беды, которую переживал не только род человеческий, но и вся природа, когда земля потряслась и солнце лучи свои сокрыло. Мы переносимся умом своим к тем страданиям Христовым, к той горе Голгофе близ Иерусалима, мы видим и растерзаемся утробой, по словам канона, вместе с Его Пречистой Матерью. Мы братья и сестры, слышим сегодня безумный хохот толпы, крик: «Распни Его, распни!», смех: «Если многих спасал, Себя ли не спасёт? Сойдёт со креста, уверуем, что Он Сын Божий».

Эту безумную толпу не трогали ни слёзы Матери, Которая стояла тут же у креста, ни величайшая скорбь Его любимого ученика, который не оставил Своего Учителя до распятия и стоял у креста вместе с Царицей Небесной, своим присутствием утешая Её вместе с немногими женами-мироносицами, которые остались с Ней. Где тысячи народа, которые ходили вслед за Христом, когда Он исцелял их? Где тысячи народа, которые Он насыщал пятью хлебами и несколькими рыбами? Где тысячи народа, которые спрашивали Его, слушая Его учение, и с восторгом относились к словам, сказанным Им? Где эти тысячи народа? Да вот они, эти тысячи народа, перед крестом стоят. Да только не скорбь о безумстве в их устах, а уста их в безумстве, и на свою главу глаголят: «Кровь Его на нас и на детях наших. Распни Его, распни! Если Он Христос ― Сын Божий, пускай сойдёт со креста!» И многие другие безумные глаголы раздаются из уст тех, кто вчера ещё ходил и пользовался благами и искал этих благ земных, здоровья, наставления, пищи от Того, Которого сегодня распинал.

И сегодня перед нами предстаёт образ благоразумного разбойника. Почему его Церковь назвала так ― «благоразумным» разбойником? Да, он был разбойник, он совершил множество преступлений. В глазах человеческих он был достоин распятия как злодей, был достоин страшной казни, страшной смерти. Но перед лицом безумствующей толпы он единственный словами покаяния обнаруживает страдания своей души о своих грехах. Когда другой разбойник, с ним распятый, поносит Христа и говорит: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас», то этот разбойник благоразумный среди страшнейших мук и страданий от растерзанных ранами рук и ног, вися на кресте, обращается к своему сотоварищу разбойнику со словами: «Не ты ли Бога боишися? Мы по делам своим принимаем, а этот Праведник за что терпит?» И посреди смеха безудержного толпы и гласа безумных, он в муках обращается ко Христу и говорит: «Помяни мя, Господи, егда приидеши, во Царствии Своем».

И Господь, слыша этот надрывный среди страданий голос, в страданиях обращается к нему с кротким ликом за его покаяние, за его праведные слова, обличающие безумства всей толпы и произносит слова (не те слова, которые Он произнёс толпе: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34)). Но тут слова неизмеримо большей награды: «Ныне со мною будеши в раи».

Посреди этих страданий ― скорбь Божией Матери и скорбь любимого ученика. И здесь Христос, исполняя закон любви, потому что Он — Законодавец этого закона, как Бог Истинный, обращаясь к Своей Пречистой Матери, зная Её страдания, говорит, кивая на Иоанна Богослова: «Жено, се сын Твой» (Ин. 19:26‒27), а ему: «Се Мати Твоя». Он усыновил Иоанна Богослова Божией Матери, а Божию Матерь поручил Своему любимому ученику. И с тех пор ученик взял Царицу Небесную как родную Матерь и до самого Пречистого Её Успения заботился о Ней.

Слова любви, слова заботы посреди страданий… И ведь не только телесные были страдания у Христа, поскольку он был Бог воплотившийся, Он страдал ещё и из-за этих людей, Он от этих людей страдал. И сердце Его страдало. Как, например, сын оскорбляет свою мать, она обижена бывает, но плачет больше от той скорби, которую порождает в ней любовь к сыну: почему же он так поступает, что же он делает, безумец, со своей матерью? И от этого ещё больше скорбь материнская о безумном своём чаде.

Вот так и скорбь Господня о Своих чадах. Так и Его надрывная скорбь о тех, кто у креста стоял и кричал: «Распни Его, распни!» Потому и умоляет Он: «Господи, прости им, не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Действительно не ведали.

Но величайшая скорбь ещё была при этом у Царицы Небесной, Которая стояла у креста. Это была не просто скорбь Матери, это была не просто страшная материнская скорбь, которая пронзила сердце Ей. «Оружие душу твою пройде», ― говорил Ей Симеон Богоприимец. И воистину эта скорбь, как орудием острым поражала душу Её. С одной стороны, Она вспоминала, что Того, Кто сейчас заливался кровью и мучился, на древе распятый, носила как Младенца на руках. Это Она бежала с Ним в Египет, скрывая Его от врагов. Это Она защищала Его там, не имея где головы преклонить, склоняясь над Ним во времена непогоды. Это Она, не имея, где обмыть Его, купала Своими собственными слезами. И вот Того Младенца, Который возрастал на Её глазах, Который был любим Ею как Сын Единородный, Она сегодня видит растерзаемого от толпы и ничего сделать не может как Мать. На Её глазах мучают Её Сына, а Она ничего сделать не может.

Но не только эта скорбь была у Божией Матери. Ещё большая скорбь, братья и сестры, была у Царицы Небесной, потому что Она знала тайну Боговоплощения. Она знала, что Он зачат без мужеского семени, по слову Архангела. Она знает и помнит, как Её поставили с чистыми девами в храме Иерусалимском, когда Она на сороковой день принесла Его туда. Это Она слышала славословие ангельское во время Рождества: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Это Она видела пастухов, которые поклонялись Её Младенцу в убогих яслях как Богу Истинному, явившемуся в мир и принявшему на Себя плоть человеческую. Это Она слагала в сердце Своём многие глаголы и истинно знала, что это не просто Её Сын, это не просто Человек, это не просто Праведник, не просто Пророк ― это Вторая Ипостась Святой Троицы ― Бог Слово, Творец мира, принявший от Её смиренной Пречистой Утробы плоть Себе ― сегодня распинается от рода человеческого.

Представьте, для верующего сердца какой ужас осознавать, что тварь распинает своего Создателя. Природа содрогается, братья и сестры, земля трясётся, солнце лучи скрывает ― как ночь стала на земле. Люди смеются. Это потом они будут уже бить себя в перси, в унынии расходясь с места преступления, потому что радости не принесла им смерть праведника, которую они по наущению фарисеев и книжников так жаждали, так за неё вопияли. Люди расходились, бия себя в перси, с позора сего. А стражник язычник Лонгин, видя происходящее, говорил: «Воистину Человек сей был праведником».

И вот Божия Матерь стоит у креста, и представьте, какой ужас охватывает Её душу, какие чувства в Её душе… Видели ли вы когда-нибудь на похоронах, как мать хоронит своего ребёнка? Видели вы, братья и сестры, как мать откачивают, отливают водою на похоронах её сына, который раньше неё умирает? Остался ли кто из вас равнодушным к этой беде и скорби? Вот сегодня такая скорбь у нашей Царицы Небесной. И мы вместе с Ней сострадаем и стоим у плащаницы, и сейчас будем читать канон на плач Божией Матери.

Святые отцы, проникая разумом своим богодухновенным в те события, влагают в уста Божией Матери потрясающие слова, которые Она говорит по отношению к распятому Своему Сыну, лежащему на плащанице. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, будем плакать вместе с Божией Матерью, будем содрогаться вместе с Нею, будем скорбеть и тужить с Иоанном Богословом, истинным и верным учеником Христовым, Которого все мы последователи.

Да не прячется сегодня никто из нас по своим домам и квартирам праздности ради или страха ради иудейского. Сегодня все спешим в храмы приложиться к лежащему не в яслях, а на плащанице Христу Спасителю. Ему, спеленатому в яслях, поклоняясь, прежде смирну принесли волхвы. Мы же сегодня любовь сердечную принесём, слёзы свои принесём, души наши принесём к подножию плащаниц, стоящих в храмах Божиих. Сегодня да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничего в себе да не помышляет кроме страшного события ― люди распяли своего Бога.

Благодетеля, братья и сестры, многие почитают и жалеют, и делают ему приятное. А здесь Творца, Который постоянно печётся о роде человеческом, таким беззаконием увенчали за сотворение всего этого прекрасного мира. Царя твари увенчали венцом терновым. Его, с любовью руками создавшего человеки, били по голове тростью. Ему, исцелявшему слепых, плевали в глаза и смеялись над Ним. Его, Который одевает землю цветами, и о каждом Своём творении промышляет, одевают сегодня в насмешку в ложную царскую одежду ― багряницу. Того, Который восставлял мёртвых, осуждают на смерть. Того, Кто кормил тысячи, сегодня напояют желчью и уксусом. Того, Кто исцелял расслабленных и парализованных, скорченным давал здоровье, исцелял множество болезней, сегодня бьют кнутом. И как говорит Иоанн Богослов, если обо всём говорить, не хватит во всём мире пишемых книг. В Его пречистые ноги вонзают гвозди ― это в те ноги, которые ходили по земле нашей грешной, проповедуя нам Евангелие Спасения. В Его пречистые руки вонзают гвозди ― это в те руки, которыми Он, прикасаясь, исцелял, и которыми Он воскрешал умерших. Это за то, что Он напоил прежде из камня водою народ израильский, Его напояют желчью и уксусом. Это сегодня Его, Который с любовью к роду человеческому относится от начала создания мира, прободают копием беззаконники.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим у плащаницы Господней. Вчера мы стояли у распятия, читали Евангелие о Страстях Господних, проникаясь в страницы этого повествования. Сегодня мы стоим в растерянности и недоумении: «Господи, да как же Ты, Творец мира, хочешь затвориться в малой, убогой пещере, в гробе? Как же Ты, дающий жизнь всему сущему, как же Ты сегодня, как мертвец, погребаешься и повиваешься пеленами?»

С Божией Матерью сегодня, братья и сестры, плачем. Плачем на каноне, который называется канон на плач Божией Матери. И вместе с разбойником в сегодняшний день в сокрушении сердца припадая к язвам Христовым, которые из-за наших грехов нанесены нашему Спасителю, мы сегодня, как и разбойник, говорим: «Господи, да мы по грехам своим терпим то, что есть у нас. За что Ты страдаешь? Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Аминь.

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее