22 Декабря 2024 Воскресенье
Неделя 26-я по Пятидесятнице. Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы.
8:00 – Часы. Божественная Литургия.
16:00 – Вечерня. Утреня.
Мысли на каждый день года. Святитель Феофан затворник
История
Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.
Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие подражать подвигу преподобного, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью. К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц.
Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.
В 1930 году обитель была закрыта и разорена и более 70 лет пребывала в запустении.
В 2005 году начато ее возрождение.
ПОСЕЛЕНИЕ ИОАННА В СЕЛЕ СЕЗЕНОВО
В 1817 году по благословению старца Илариона (будущего затворника Троекуровского) Иоанн поселился у владельца села Сезеново князя Феодора Николаевича Несвицкого. Так как в доме князя не оказалось подходящего помещения, Иоанна поселили в деревянной бане. Из нее выбрали всю обстановку кроме печи, наглухо забили единственное окно, чтобы в нее не проникал дневной свет. С этого времени началась затворническая жизнь раба Божия, посвященная непрестанной молитве и богомыслию, чуждая всякой рассеянности и молвы.
19 декабря 1817 года, Иоанн с сопровождавшей его старицей Дарией Кутуковой, с которой познакомился в келии задонского старца иеросхимонаха Агапита, направился к старцу Илариону. По дороге они заехали в село Сезеново к его владельцу князю Федору Николаевичу Несвицкому. Накануне князь видел необычный сон. Из почитаемого в его семье образа Корсунской Божией Матери, стоявшего в гостиной, вышел младенец лет трех и сказал князю: «Возьми меня к себе на руки и дай место для молитвы, я – Иоанн многострадальный». В страхе князь отвечал, что недостоин взять его на руки и в доме не имеет места, потому, что все занято семейством и прислугой. Тогда младенец просил князя поместить его хотя бы в своей бане. Не смея отказать младенцу, князь взял его на руки, отнес в баню и оставил его там. При этом он увидел на верхней полке святую плащаницу. Когда к князю пришли Дария с Иоанном, он смутился и прошептал сестре: « Вот то лицо, которое я зрел во сне». Когда же он спросил об имени блаженного и услышал в ответ «Иван», то удостоверился в истинности своего видения.
В 1817 году по благословению старца Илариона (будущего затворника Троекуровского) Иоанн поселился у владельца села Сезеново князя Феодора Николаевича Несвицкого. Так как в доме князя не оказалось подходящего помещения, Иоанна поселили в деревянной бане. Из нее выбрали всю обстановку кроме печи, наглухо забили единственное окно, чтобы в нее не проникал дневной свет. С этого времени началась затворническая жизнь раба Божия, посвященная непрестанной молитве и богомыслию, чуждая всякой рассеянности и молвы.
ОСНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ОБЩИНЫ
В 1828 году невдалеке от келии затворника построила себе келию старица Дария Димитриевна Кутукова и приняла на себя обязанность прислуживать ему. Вскоре, близ затворнической кельи Иоанна, стали селиться благочестивые девицы и вдовы, жаждавшие пользоваться духовными наставлениями и руководством угодника Божия. Старица Дария была посредницею между ним и другими его ученицами и как бы настоятельствовала в этой малой общине, служа для всех примером послушания и подвижнической жизни.
В 1820 году затворник переселился в новую келию близ Казанской церкви, подаренную князем Федором Николаевичем Несвицким в благодарность за свое чудесное исцеление по молитвам преподобного.
В 1828 году невдалеке от келии затворника построила себе келию старица Дария Димитриевна Кутукова и приняла на себя обязанность прислуживать ему. Вскоре, у Казанской церкви, близ затворнической кельи Иоанна стали селиться благочестивые девицы и вдовы, жаждавшие пользоваться духовными наставлениями и руководством угодника Божия. Сначала их было четыре. Старица Дария стала посредницею между ним и другими его ученицами и как бы настоятельствовала в этой малой общине, служа для всех примером послушания и подвижнической жизни.
В 1838 году Иоанн испросил благословения построить на месте ветхой Казанской церкви каменный семипрестольный храм. Затворник собственноручно своею тяжелой железной палкой размерил его основание, а на местах, предназначенных для престолов, водрузил деревянные кресты. 14 декабря 1839 года подвижник скончался. Своей ученице Дарии Кутуковой он неоднократно говорил о своей близкой кончине и поручил ей заботу об окончании строительства храма и утверждении начатого при нем строгого общежития.
Пятой в Сезенове поселилась Евфимия Моргачева (будущая игумения Серафима). Она занялась сбором средств для построения обители.
Постепенно колличество желающих жить под мудрым руководством старицы Дарии росло, женская община увеличивалась.
Место погребения затворника Иоанна стало усердно посещаться благочестивыми его поклонниками, привлекаемыми слухом о его святой жизни и многих чудесах и исцелениях, получаемых с верою и усердием к нему обращающихся.
Через 13 лет из его келии была устроена церковь во имя Преображения Господня, а гроб подвижника был вынут и поставлен на левой стороне храма. Над ним был сделан кирпичный свод с металлическим надгробием.
ОТКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ
Блаженный Иоанн прозревал духом, что Господь благоволит прославить село Сезеново устроением дивной иноческой обители. О будущем монастыре он говорил так: « Знаешь ли, что будет здесь? Тут выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышен по всей России». «Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь. Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев…»
Блаженный Иоанн прозревал духом, что Господь благоволит прославить село Сезеново устроением дивной иноческой обители. О будущем монастыре он говорил так:
« Знаешь ли, что будет здесь? Тут выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышен по всей России». « Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь. Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев…»
После смерти затворника возглавила общину сестер и взяла на себя попечение о дальнейшем создании обители старица Дария Кутукова. Она заботилась об устройстве келий для монашествующих, обнесла будущую обитель оградой, приобрела для обеспечения быта сестер землю, ископала колодезь для нужд общины. Келию затворника Иоанна, где он скончался, она переделала в храм Преображения Господня. В 1849 году была начата постройка трехпрестольного храма во имя Рождества Христова. Помощницей ей в этих благих делах стала Евфимия Моргачева. Она не только собирала пожертвования для строительства монастырских зданий, приобретала утварь и иконы, но и хлопотала в Санкт-Петербурге об исполнении воли затворника – об открытии в Сезеново женского монастыря.
10 октября 1849 года по Высочайшему соизволению указом Святейшего Синода Сезеновская женская община получила официальный статус, а 11 апреля 1853 года переименована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь. Первой настоятельницей, по общему желанию сестер и старицы Дарии, была избрана Евфимия Моргачева, которая приняла постриг с именем Серафимы, а в 1855 г. награждена саном игумении. Дария же, сложив с себя бремя правления, не переставала трудиться для монастыря до своей кончины, которая последовала 28 июля 1858 года.
В новом звании игумения Серафима неослабно продолжала трудиться над благоустроением обители. Она расширила ограду, устроила гостиницы для паломников.
В 1863 году была закончена постройка храма Рождества Христова. В 1864 году Преображенский храм, перестроенный старицей Дарией из кельи затворника, был разобран, так как не вмещал всех приходивших к нему на поклонение. На его месте игумения заложила новый храм во имя Святой Троицы в два этажа. Келия Иоанна оказалась под папертью нового храма. В новый храм были перенесены мощи затворника, могила старица Дарии также оказалась под его сводами и была отмечена каменным надгробием. При закладке нового храма колодезь, выкопанный старанием старицы Дарии, стал примыкать к левому алтарю, поэтому он также был благоустроен – над ним были выложены своды с арками.
Понеся великие труды по устройству обители, игумения Серафима скончалась 13 февраля 1877 года и была погребена под сводами построенного ею Троицкого храма.
РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ
Законченный вид Иоанно-Казанский Сезеновский монастырь приобрел в конце ХIХ – начале ХХ века.
В центре обители возвышались три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный старицей Дарией. По пророчеству затворника Иоанна колодезь сей стал целительным. Обитель окружала кирпичная ограда с башенками и высокими арками въезных ворот.
Законченный вид Иоанно-Казанский Сезеновский монастырь приобрел в конце ХIХ – начале ХХ века.
В центре обители возвышались три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный старицей Дарией. По пророчеству затворника Иоанна колодезь сей стал целительным. Обитель окружала кирпичная ограда с башенками и высокими арками въезных ворот.
Согласно сведениям на 1914 год в обители числилось 543 насельницы, проживающие в 112 келиях. Монастырь владел 685 десятинами 1200 саженями земли. Имелись свои поля, огороды, лес, два сада, силами сестер вырыт пруд. Особенно было развито молочное хозяйство. Для переработки зерновых культур имелась ветряная мельница лучшей механики, крупорушка, веялка, молотилка, для ремонта инвентаря – кузница. В обители занимались рукоделием: вышивали церковные облачения, плели кружева, ткали ковры. В иконописной мастерской сестры учились иконописи и технике золочения.
В монастыре действовала гостиница, богадельня для пожилых сестер, приют и женское учебное заведение для девиц-сирот и девочек из бедных крестьянских семей, а также церковно-приходская школа для мальчиков.
ЗАКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ
Затворник Иоанн, задолго до создания обители, предсказывая ее славу и процветание, предвидел и печальный период разорения: « Здесь будут звонить колокола, здесь будет стоять монастырь, но потом его разрушат», «Эти деревья потопчут, ворота будут распахнуты, и кругом будет много народа». Пророчество исполнилось в полной мере, после кровавых событий 1917 года.
Затворник Иоанн, задолго до создания обители, предсказывая ее славу и процветание, предвидел и печальный период разорения: « Здесь будут звонить колокола, здесь будет стоять монастырь, но потом его разрушат», «Эти деревья потопчут, ворота будут распахнуты, и кругом будет много народа». Пророчество исполнилось в полной мере, после кровавых событий 1917 года.
Монастырь был лишен земли, всех построек и имущества, а за пользование храмами вынужден был платить налог. В 1930 году обитель официально закрыли, монахинь выслали, оставшееся имущество распродали с торгов. Многие сестры стали жертвами репрессий, были арестованы и пребывали в исправительно-трудовых лагерях. Некоторые из них, вернувшись из ссылки, в 1938 году были вновь арестованы и расстреляны. И лишь немногим удалось пережить годы репрессий и стать свидетелями разрушения некогда красивейшего монастыря, оскверненного безбожной властью.
Казанский храм с колокольней взорвали, святой колодец засыпали землей и мусором, монастырскую ограду разобрали на кирпич. Помещения Троицкого и Христорождественского храмов использовали для хозяйственных нужд и содержания скота, чем привели их в плачевное состояние.
Мощи затворника Иоанна сестры обители заблаговременно вывезли в с. Мечнянка Тульской губернии и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма.
Захоронения старицы Дарии и игумении Серафимы находились в нижнем этаже Троицкого храма покрытые мусором и попираемые ногами, но все же сохранились до нашего времени.
ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Возрождение Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря началось в 2005 году, когда по благословению Преосвященнейшего Никона Епископа Липецкого и Елецкого в селе Сезеново поселились первые насельницы.
В 2005 году по благословению Преосвященнейшего Никона Епископа Липецкого и Елецкого в Сезеново поселились первые насельницы. При расчистке Троицкого храма были обретены частично сохранившиеся останки Сезеновских подвижниц Дарии и Серафимы. В 2007 году, в ответ на прошение Владыки Никона о возвращении мощей затворника Иоанна в Сезеновский монастырь, было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и согласие Архиепископа Тульского и Белевского Алексия (Кутепова). Мощи затворника Иоанна были обретены под полом часовни у Свято-Никольского храма в с. Мечнянка Тульской области и торжественно возвращены в основанную им обитель.
5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение об открытии Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря. Настоятельницей обители назначена монахиня Феофания (Проценко), в 2011 году возведенная в сан игумении, согласно занимаемой должности.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают
сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном
обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com
История монастыря
Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...