Сезеновский монастырь и его основатели: 170 лет со дня зарождения иноческой жизни.

Сезеновский монастырь и его основатели: 170 лет со дня зарождения иноческой жизни.

41.JPG


« …он поселился в Сезеново по воле Божьей, чтобы послужить спасению многих душ человеческих ...»

 

«Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев…»

 

Из жизнеописания преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы.

 

В первой половине XIX века в село Сезеново приходит блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, чтобы совершить здесь один из тяжелейших христианских подвигов - затвор. Через 36 лет на этом месте возникнет величественная иноческая обитель. Небольшая община сестер, образованная вокруг кельи подвижника, в 1853 году станет крупным женским монастырем, который насчитывал более 500 насельниц... Прошло 170 лет со дня его основания.

 

Затворившись близ Казанской церкви в с. Сезеново Лебедянского уезда, угодник Божий Иоанн нес труды поста и молитвы, прикрывая мнимым безумием высокие духовные дарования. Он был прозорлив; по его молитвам люди избавлялись от тяжелых телесных и душевных недугов.

Известен случай исцеления от паралича ног четырехлетнего младенца – сына лебедянского купца К. Ангелова; по молитвам Иоанна умирающий князь Несвицкий выздоровел от смертельных ран, нанесенных ему топором; губернский секретарь Ф. Муравьев, страдавший водянкой так, что доктора определили жить ему шесть недель, по молитвам Иоанна получил полное избавление от болезни.

Рассказы очевидцев о строгом затворнике, исполненном благодати, привлекали в Сезеново множество людей, просящих у угодника Божия молитвенной помощи, духовного совета и наставления. Подвижник никому не отказывал, всех принимал, но, нередко и обличал человеческие пороки как причину скорбей и болезней. Особенно убеждал Иоанн всех приходящих к нему во всем надеяться на Бога, стараться исполнять заповеди, иметь незлобие и воздерживаться от мщения, тщиться о благе ближнего.

Посещал Иоанна Сезеновского и Александр Михайлович Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский. Добрая молва о подвижнике (уже после его кончины) благоприятно повлияла на юношу из села Шовское – будущего старца Силуана Афонского. Находился блаженный Иоанн в духовном общении с преподобным Иларионом Троекуровским и затворницей Елецкой Меланией.

Богоугодное житие Сезеновского подвижника побудило благочестивых вдов и девиц поселиться близ его кельи, чтобы находиться под его духовным руководством. Блаженный предсказывал им будущее жительство в обители, готовил своих учениц к монашеству, испытывал их в терпении, послушании и смирении, приучал к Иисусовой молитве.

Так постепенно закладывалось начало будущего монастыря, о созидании и славе которого пророчествовал затворник: «Богу угодно прославить сие место дивной иноческой обителью…»

Одной из первых в Сезеново, близ кельи подвижника, стала жить преподобная Дарья – будущая прозорливая старица, храмоздательница, духовная мать многих сестер. Иоанн неоднократно говорил ей, что и он, и она поселились в Сезеново по воле Божьей, чтобы послужить спасению многих душ человеческих: «Я только начну, а тебе придется продолжить начатое, но не кончить, ибо это суждено твоей преемнице». О будущем монастыре затворник пророчествовал так: «Тут выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышан по всей России…Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев… Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь…»

Под словом «колокольня» надо понимать будущий монастырь, а колоколом он называл себя, т.к. слава о нем распространилась по всей России. Известно, что об обители и его подвижниках знала царская семья. Императрица Мария Александровна в 1855 году пожертвовала в монастырь Евангелие, обложенное малиновым бархатом, и живописный крест-мощевик с золоченой подставкой.

В обители хранились частицы мощей, иконы и другие святыни из Киева, Иерусалима и Афона; здесь совершалось такое же торжественное богослужение. По воспоминаниям современников, обитель поражала своим благолепием. Согласно сведениям на 1914 год, в обители числилось 543 насельницы. Таким образом, все предсказания затворника Иоанна о дивной иноческой обители сбывались, но этому предшествовали нелегкие труды, как самого Иоанна, так и его преемниц.

Строительство будущего монастыря началось с возведения каменного Казанского храма вместо ветхой сельской церкви. В 1838 году по ходатайству Иоанна было получено разрешение правящего архиерея. Затворник собственноручно разметил железной палкой его основание, а на месте будущих престолов водрузил кресты.

Подрядчику не понравилось место, выбранное Иоанном под храм, так как оно было не ровным, и он указал на другое. На это блаженный сказал: «Если поставите его там, то и в 20 лет не построите, а на этом месте в три года кончите…».

Возведению церкви сопутствовали чудеса. В тот день, когда прибыли рабочие, у Иоанна не было ни денег, ни строительных материалов. Он попросил подождать до завтра. На следующий день в Сезеново прибыли обозы со всем необходимым для начала стройки, а неизвестный благодетель пожертвовал 500 рублей – нужную сумму для задатка рабочим.

Заложив прочное основание будущего монастыря, в 1839 году затворник скончался. Дальнейшие хлопоты по созиданию обители легли на плечи старицы Дарии (ей на тот момент было около 70 лет) и ее помощницы Евфимии (будущей игумении Серафимы). Они без всяких средств, но силой веры и упованием на помощь Божию по молитвам затворника Иоанна продолжили начатое их духовным наставником дело. Евфимия была назначена ходить со сборной книгой – она безропотно приняла на себя это нелегкое служение. Дария же осталась в Сезеново руководить небольшой общиной сестер и строительством Казанского храма.

Не без скорби, не без слез совершалось это богоугодное дело. Много довелось претерпеть Дарии искушений и препятствий со стороны врага рода человеческого, действующего через неблагонадежных и корыстных людей. Ее пытались отстранить от руководства строительством храма, так что Дарье даже пришлось уехать из Сезеново. Но напрасно трудились зиждущие: дело не продвигалось до тех пор, пока она вновь со смирением не взяла на себя заботу о постройке.

Между тем община сестер умножалась. Житейская мудрость и духовные дарования старицы Дарии привлекали желающих жить под ее руководством. Строились кельи, приобретались земельные угодья, налаживалась хозяйственная деятельность; основывалась общежительная монашеская жизнь.

Посмертное почитание преподобного Иоанна росло, так как чудеса продолжали совершаться и на его могилке. Над его кельей, там, где был похоронен затворник, стараниями старицы Дарии была построена Преображенская церковь, а гроб подвижника вынут и поставлен в храме для всеобщего поклонения.

В это время Евфимия занималась сбором средств на устроение будущего монастыря – на протяжении 13 лет она несла этот нелегкий труд, странствуя большей частью пешком и прикрываясь юродством. Она побывала во многих городах и селах России. За свое простое, прямодушное и одинаково ласковое обращение со всеми, она снискала любовь и уважение как простых бедняков, так и знатных особ. Нередко Евфимия проявляла дар прозорливости. Будучи со сбором в городе Козлове (ныне Мичуринск) в доме купчихи Придорогиной, называла ее дочь Анну «моя казначейша» и просила сосчитать собранные деньги. Через 13 лет Анна поступила в Сезеновский монастырь и управляла монастырской казной.

Последние 8 лет почти безвыездно Евфимия находилась в Санкт-Петербурге. Оттуда она высылала в Сезеново не только деньги, но и, по поручению Дарии, церковную утварь, священнические облачения и иконы высокой художественной работы, которые оценивались в несколько тысяч рублей серебром. Этот этап на пути созидания монастыря также сопровождала явная милость Божия, происходили чудеса.

Однажды Евфимия зашла в магазин и выбрала необходимые богослужебные предметы. Сразу заплатить не смогла – нужной суммы в сборе не оказалось. Пообещав отдать деньги позже, попросила на время отложить выбранный ею товар. На следующий день, когда она проходила мимо той лавки, хозяин попросил ее зайти и забрать все отложенное. Он сказал, что вчера, вслед за ней, зашел некий господин и заплатил нужную сумму.

Все необходимое для строительства и благоукрашения храмов постепенно приобреталось. За 3 года, как и предсказывал Иоанн, была достроена и освящена Казанская церковь. Вслед за этим началось возведение храма в честь Рождества Христова. В дальнейшем он станет основной богослужебной церковью с уникальной системой отопления.

Тем временем, Дария с Евфимией стремились исполнить волю Божию и желание своего почившего наставника о созидании монастыря. В 1845 году Евфимия, по поручению Дарии, впервые подала прошение в Святейший Синод об учреждении в Сезеново женского монастыря; но предприятие это не увенчалось успехом. Тогда было подано прошение открыть не монастырь, а общину, что исполнилось в 1849 году. Однако Евфимия и старица Дария не теряли надежды на дальнейшее преобразование ее в монастырь. Через 3 года попытка была предпринята вновь. В 1853 году по Высочайшему соизволению Святейшего Синода Сезеновскую общину переименовали в третьеклассный заштатный монастырь под именем Иоанно-Казанского. Начальницей обители по общему желанию сестер и старицы Дарии была избрана Евфимия (в постриге – Серафима).

При игумении Серафиме завершалось возведение храмов. Была достроена и освящена епископом Феофаном (затворником Вышенским) церковь в честь Рождества Христова. На месте Преображенского храма воздвигнут двухэтажный Троицкий собор, т.к. одноэтажный не вмещал всех желающих посетить монастырь и поклониться мощам затворника Иоанна. Нижний этаж Троицкого собора был усыпальницей, который в народе назывался «пещеркой». Здесь, покоились останки блаженного Иоанна, а после – старицы Дарьи и игумении Серафимы. Верхний храм был холодным, т. е. не отапливался. Там службы проходили редко и только в теплое время года.

Внимание паломников также привлекал целебный колодец, выкопанный попечением старицы Дарии. Преподобный Иоанн предсказывал: «…сей колодезь будет целительным», что действительно было так.

Благоустроенный Сезеновский монастырь, воздвигнутый молитвами, слезами и трудами его основателей – преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы, стал духовным центром притяжения для многих благочестивых христиан. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» 1912 года сообщается: «Лишь только начинают таять снега… и до глубокой осени в Лебедяни и смежных… уездах… особое оживление – то идут, то едут к батюшке «Ивану Ивановичу», почивающему в Сезеновском женском монастыре. И несут все эти люди свое горе и свои нужды и складывают у гроба затворника».

Как Иерусалим, Киев и Афон, Сезеновский монастырь привлекал большое число паломников, которые стремились приобщиться святости иноческой жизни и поклониться мощам угодников Божиих. Здесь шла непрестанная молитва монашествующих ко Господу «за всех и за вся», благочестивая жизнь насельниц была примером истинного христианского жительства и благотворно влияла на людей; по вере молящихся продолжали совершаться чудеса и исцеления. Все это непременно служило обращению многих душ ко Господу, а значит и их спасению. Таким образом, пророчество блаженного Иоанна о том, что Богу угодно прославить «место сие устроением иноческой обители для спасения многих», исполнялось.

Насельницы монастыря имели усердное попечение о ближних. Для размещения большого потока богомольцев были устроены две просторные двухэтажные гостиницы; при обители действовали богадельня для пожилых монахинь и приют для девочек-сирот. Так как монастырь был заштатным, то пропитание сестры добывали собственным трудом. Здесь имелись поля, огороды, лес, два сада и пруд. При монастыре работали ветряная мельница и кузница. Был скотный двор. Насельницы собственноручно вышивали церковные облачения, ткали ковры, плели кружева и продавали их. Была у обители своя иконописная мастерская.

Сестры старались увековечить почитание преподобного Иоанна. Особенно торжественно отмечался праздник, названый в народе «Иваны» – Рождество Иоанна Крестителя   и затворника Иоанна (преподобный родился в день памяти Иоанна Предтечи и назван в честь него). В эти дни при монастыре проводилась ярмарка. В продаже были монастырские рукоделия и сувениры. Большим спросом пользовалась чайная пара с изображение Иоанна Сезеновского, изготовленная на Кузнецовском фарфоровом заводе.

До наших дней сохранились многие дореволюционные издания, выпущенные в разных концах России, в которых повествуется о преподобных Иоанне, Дарии и Серафиме; о созданной ими обители и о совершавшихся в ней чудесах. Например, в библиотеке Оптиной пустыни хранится рукопись от 1853 года, с описанием жизни и подвигов преподобного Ионнна.

Все это подтверждает широкую известность Сезеновской обители и ее святых.

Советский период внес свои коррективы в монастырский уклад – обитель постепенно лишалась земель, построек и другого имущества. Насельницы вынуждены были арендовать собственные помещения. Новая советская власть приспосабливала храмы для нужд «социалистического хозяйства»; собственность обители разворовывалась и разрушалась.

Несмотря на это, монастырь продолжал существовать. Насельниц выгоняли и всячески притесняли, но сестры не расходились – до последнего в монастыре служилась Божественная Литургия, совершались монашеские постриги. Так весной 1927 года игумен Серапион (Мартынов) постриг 26 послушниц в мантию. В том же, 1927 году, согласно справке, составленной для партийных органов, в обители проживало 250 человек. Монастырь по-прежнему привлекал «большие толпы богомольцев, в особенности на Иванов день, связанный с памятью основателя монастыря затворника Иоанна».

В 1930 году обитель официально закрыли, насельниц разогнали. Спасая от поругания мощи преподобного Иоанна, сестры перезахоронили их в селе Мечнянка Тульской области. Останки старицы Дарьи и игумении Серафимы не покидали храм-усыпальницу, но находились под спудом и попирались ногами.

На Тульской земле продолжалось почитание преподобного Иоанна. Тогда местные активисты-безбожники, желая пресечь паломничество к могиле затворника, решили вскрыть захоронение, чтобы разуверить почитателей в нетленности останков. Но случилось обратное – были обнаружены не только нетленные мощи, но сохранились одежда и обувь подвижника.

Когда же тряхнули тело в надежде, что оно рассыплется, рука блаженного коснулась руки одного из гробокопателей, от чего тот мгновенно поседел. Все участники злодеяния подверглись мучительной смерти, а в селе начались пожары, прекратившиеся только тогда, когда была отслужена панихида на могиле затворника.

После семидесяти лет испытаний Господь, по молитвам святых угодников, переменил Свой праведный гнев на милость. Он не «отвратил лица своего» от Сезеново, некогда благоволивши прославить его. Очевидно, Богу угодно было возрождение здесь прерванного монашеского общежития.

Как и 170 лет назад, небольшая общинка сестер стояла у истоков, только уже не зарождения, а возрождения почти до основания разрушенного монастыря. Начальницей общины, а потом и настоятельницей монастыря была и остается игумения Феофания (Проценко). Она с небольшим количеством сестер прибыла сюда в 2005 году. В плачевном состоянии застали они святое место: кругом запустение, нищета и разруха. Чудом уцелели только стены Троицкого собора и Христорождественской церкви. Они стояли без кровли, окон и дверей заросшие бурьяном.

Основополагающая задача состояла в возобновлении Литургической жизни. Для этого новоустроительницы монастыря переоборудовали бывшее жилое помещение, предоставленное им начальником местного АПК, в домовый храм. 5 мая 2006 года в Пасхальную ночь впервые после семидесятилетнего перерыва на территории обители совершилась Божественная Литургия. Победный возглас «Христос Воскресе!» укрепил сестер в дальнейшем подвиге возрождения монастыря.

Постепенно и многотрудно расчищались и ремонтировались заброшенные полуразрушенные храмы обители, облагораживалась территория монастырского комплекса, приобреталась земля для налаживания быта общины.

Знаковым событием в возрождении монастыря стало возвращение мощей блаженного Иоанна из Мечнянки в Сезеново. Это совершилось в 2008 году. Оно было отмечено в нескольких официальных источниках Московской Патриархии, а значит, имеет немаловажное значение для всей Русской Православной Церкви.

Останки старицы Дарьи и игумении Серафимы обрели при расчистке нижнего этажа Троицкого собора. Трое мощей преподобных положены в деревянные резные раки и по-прежнему хранятся в храме-усыпальнице. Каждую субботу им служится молебен с акафистом нараспев.

Сегодня, как и прежде, честные останки Сезеновских угодников Божиих являются главной святыней монастыря; как и прежде они привлекают к себе благочестивых паломников, просящих у преподобных помощи и молитвенного предстательства пред Богом; как и прежде продолжают совершаться чудеса.

В новой истории монастыря особенно много случаев исцеления от бесплодия.

Семья из Тамбова на протяжении 10 лет не могла родить ребенка. Молодая чета почти отчаялась и уже была на грани развода. Супруги и их родители усердно молились о помощи нашим святым. Через 2 года у них появилась на свет чудесная девочка Серафима, названная в честь преподобной Серафимы, игумении Сезеновской. Похожая история произошла в двух семьях из Липецка. Супруги, у которых родился долгожданный и вымоленный сын Ванечка (назван в честь блаженного Иоанна), единогласно признают, что это чудо. В другой семье после семилетнего ожидания родилась девочка Даша (в честь преподобной Дарии). Мама Даши буквально за несколько месяцев до беременности решила некоторое время пожить в монастыре, потрудиться и помолиться Сезеновским святым о даровании ей ребенка. На следующий год она приехала к нам с маленькой Дашей на руках, чтобы поблагодарить Бога и Сезеновских чудотворцев.

Известны случаи помощи в приобретении жилья, в исцелении от изнуряющих головных болей, в избавлении от уныния.

Богоугодное житие Сезеновских подвижников продолжает благотворно влиять на души и умонастроения людей. Как-то в монастырь приехала группа паломников. Среди них была женщина с сыном-подростком. Он, по рассказу матери, незадолго до их поездки, снял с себя крестик и категорично заявил, что больше его не наденет. Уговоры матери только вызвали у подростка гнев и раздражение. Во время экскурсии, когда насельница монастыря рассказывала о наших святых, выражение лица мальчика казалось безразличным, видимо, ему было скучно и неинтересно. Но из храма он не вышел, продолжать слушать. То, что произошло в конце, мать назвала чудом. После экскурсии сын сказал: «Мам, купи мне крестик, я хочу его надеть».

Супруги из Данкова, после двадцати лет совместной жизни, оказались на грани развода – муж решил уйти к другой женщине. Жена, желая уберечь семью от развала, уговорила мужа съездить в Сезеново. Мужчина, прикладываясь к мощам блаженного Иоанна, совершенно ясно почувствовал удар по голове. Оглядевшись по сторонам, никого рядом не увидел. Подошел к супруге и удивленно рассказал о случившемся. Вдруг поймал себя на мысли: как же красива его жена, какая она ласковая и добрая. Словно пелена упала с его глаз. Мысли покинуть семью совершенно оставили его. Жена очень почитает Сезеновских святых. Словно хватаясь за соломинку, она прибегла к помощи святых и по вере своей получила. Из ее рассказа мы узнали, что женщина, которая хотела увести мужа из семьи, занималась оккультизмом.  

Говорят, в нашем веке мало чудес – чудеса были раньше. Но Господь все тот же и вчера, и сегодня, и во веки веков. Его благодать неизменно пребывает в мощах угодивших Ему, а исцеления и помощь подаются по вере, трудам и молитвам нуждающихся. Ярким примером служат чудеса преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы, непрестающее почитание основателей и возрождение созданной ими обители. Продолжает сбываться пророчество преподобного Иоанна: Богу угодно прославить Сезеново существованием здесь иноческой обители.


НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ СЁСТРЫ СЕЗЁНОВСКОЙ ОБИТЕЛИ

ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТА ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА https://sezenovo-mon.ru/novosti/sezenovskiy-monastyr-i-ego-osnovateli-170-let-so-dnya-zarozhdeniya-i...

Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее